Банкротство Предприятий Апк

Содержание
  1. Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
  2. Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе
  3. Стадии рассмотрения дел о банкротстве
  4. Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде
  5. Особенности дел о банкротстве:
  6. Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде
  7. Исковое заявление в арбитражный суд на банкротство
  8. Необходимые документы
  9. Ход процедуры банкротства в арбитражном суде
  10. Постановление арбитражного суда о несостоятельности
  11. Решение
  12. Сроки рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом
  13. Обжалование определения о несостоятельности
  14. Сроки обжалования определения о банкротстве арбитражного суда
  15. Банкротство сельскохозяйственных организаций
  16. Какие организации являются сельскохозяйственными?
  17. Законодательство, регулирующее банкротство сельхозпроизводителей
  18. Признаки несостоятельности для сельхозорганизаций
  19. Процедуры, применяемые при банкротстве сельхозорганизаций
  20. Особенности реализации имущества и прав организации-банкрота
  21. Банкротство сельскохозяйственных организаций: причины, порядок процедуры, особенности
  22. Правовое регулирование
  23. Основания для банкротства
  24. Порядок процедуры
  25. Особенности банкротства сельхозпредприятия
  26. Кто и как может купить предприятие целиком и его имущество

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)

Банкротство Предприятий Апк

См. также постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2012 г. N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»

См. также Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан»

Понятие и стадии рассмотрения дел о несостоятельности в арбитражном процессе

Под несостоятельностью (банкротством) закон понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Основным предназначением процессуальной части законодательства о банкротстве является установление в судебном процессе факта банкротства (несостоятельности) участника экономического оборота, влекущего особые условия его дальнейшего функционирования.

В связи с этим правомерным представляется вывод о равной составляющей (не по объему норм, а по их значению) в институте банкротства материального и процессуального начал, их равноправии и взаимопроникновении.

Поэтому неправильно в данном случае представлять процессуальные нормы вспомогательными по отношению к материальным: без них институт банкротства являлся бы только декларацией, пожеланием, не обеспеченным реальным механизмом функционирования.

Ввиду того, что банкротство — институт, реализуемый только через судебный процесс, главенствующую роль в системе банкротства играет суд, рассматривающий дела о банкротстве.

Нормы АПК РФ составляют процессуальную основу рассмотрения дел о банкротстве, являясь общими, принципиальными по характеру.

Нормы законов о несостоятельности (банкротстве) носят особенный характер и применяются арбитражными судами в дополнение к нормам АПК РФ с учетом специфики этих дел.

Арбитражный суд, рассматривая дело о банкротстве, руководствуется прежде всего АПК РФ (например, исследуя доказательства, проводя судебное разбирательство или вынося судебный акт), применяя в случаях, предусмотренных указанным законом, содержащиеся в нем особенные процессуальные нормы, присущие только этим делам и имеющие целью учет специфики банкротства как института материального и процессуального права (например, при подготовке дела к судебному разбирательству или проведении процедур банкротства).

Публичность и особенности защиты прав в делах о несостоятельности:

Публичный характер этих дел основан на том, что установление факта несостоятельности (банкротства) участника экономического оборота, как правило, влечет серьезные последствия для большого количества лиц:

    • самого должника,
    • работников должника — юридического лица или индивидуального предпринимателя,
    • членов семьи должника-гражданина,
    • собственников или участников юридического лица, лишающихся в принудительном порядке своего имущества,
    • кредиторов должника, задолженность перед которыми будет погашаться в особом порядке,
    • во многих случаях — для государства и административно-территориальных образований, получающих после объявления должника — юридического лица банкротом дополнительные социально-экономические проблемы.

Специфика защиты права (должника или кредиторов) при рассмотрении дел о банкротстве заключается в том, что целью рассмотрения дела арбитражным судом является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а урегулирование конфликта, возникшего из-за неспособности участника экономического оборота расплатиться по своим долгам. При урегулировании конфликта суд должен учитывать интересы множества лиц: самого должника, его работников и собственников имущества, кредиторов, а также публично-правовые, социально-экономические, а порой и политические интересы. Именно поэтому процессуальные нормы законодательства о банкротстве являются особенными, направленными на создание условий, позволяющих при наличии достаточно объективно существующего положения должника как несостоятельного плавно, с минимальными потерями для общества вывести должника временно (гражданина) или навсегда (юридическое лицо) из экономического оборота.

Стадии рассмотрения дел о банкротстве

Традиционный арбитражный процесс делится на следующие стадии:

    1. возбуждение дела о банкротстве,
    2. подготовка дела к судебному разбирательству,
    3. судебное разбирательство (именно здесь рассмотрение дела по существу),
    4. вынесение судебного акта,
    5. производство по пересмотру судебных актов,
    6. исполнение судебных актов (как особая стадия, прямо не являющаяся частью арбитражного процесса).

Несомненно, что наличие этих стадий характерно и для дел о банкротстве. Однако специфика этих дел позволяет говорить о возможности деления их рассмотрения на 2 основные стадии:

    • разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде;
    • процедура банкротства.

В ходе разбирательства дела арбитражный суд, руководствуясь прежде всего нормами АПК РФ с применением особых процессуальных норм, установленных законодательством о банкротстве, производит собственно рассмотрение дела.

Именно разбирательство наиболее близко обычному арбитражному процессу и состоит из вышеперечисленных подстадий: возбуждения дела, подготовки дела, судебного разбирательства и вынесения судебного акта, который может быть оспорен в вышестоящих процессуальных инстанциях.

Главной задачей разбирательства является принятие законного и обоснованного судебного акта, являющегося основой урегулирования имущественного конфликта, но не завершающего разрешение конфликта.

Процедуры банкротства можно сравнить с исполнительным производством. Таким образом, основной задачей процедур банкротства является практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, с целью окончательного разрешения конфликта.

На стадии процедур банкротства арбитражный суд выполняет и судебные, и контрольно-надзорные, а также руководящие функции.

Контроль суда осуществляется путем рассмотрения по правилам, установленным АПК РФ для судебного разбирательства, жалоб и заявлении лиц, участвующих в деле; руководящая роль — в утверждении результатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении их сроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т.п.

Рассмотрение дел о несостоятельности в арбитражном суде

Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) регулируется

    • главой 28 АПК РФ,
    • гл. III Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Согласно ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено статьей 17 АПК РФ, устанавливающей перечень дел для коллегиального рассмотрения. К рассмотрению таких дел не могут привлекаться арбитражные заседатели.

Определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение 10 дней со дня их вынесения.

С заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд по месту нахождения должника вправе обратиться:

По делам о несостоятельности (банкротстве) может быть заключено мировое соглашение в соответствии с федеральным законом, а также допускаются иные примирительные процедуры, предусмотренные гл. 15 Кодекса и другими федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии со ст. 33 АПК РФ и ст. 6, 33 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» дела о банкротстве подведомственны только арбитражному суду независимо от того, кто является участником правоотношений — юридическое лицо или гражданин.

Поскольку дела о банкротстве отнесены к делам специальной подведомственности арбитражных судов, они не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции.

Одновременно эти дела отнесены и к исключительной компетенции арбитражных судов, поэтому участники правоотношений не могут передать дело о банкротстве на рассмотрение третейского суда (п. 3 ст. 33 Закона).

Подсудность дел о банкротстве является исключительной: заявление о признании должника банкротом может быть подано только в арбитражный суд по месту нахождения должника (ст. 38 АПК РФ и ст. 33 Закона).

Особенности дел о банкротстве:

  • дела о банкротстве не относятся к делам искового производства;
  • участниками не могут быть третьи лица, заявляющие и не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора;
  • заявители по таким делам не могут изменять основание или предмет своих требований, увеличивать или уменьшать размер требований;
  • требование о признании должника банкротом не может быть объединено с исковым и иным требованием (например, о взыскании долга или об оспаривании акта);
  • отказ кредитора-заявителя от требований о признании должника банкротом может быть принят арбитражным судом только в случае, если все кредиторы должника поддержат этот отказ (п. 1 ст. 57 ФЗ);
  • в доверенности представителя должны быть специально оговорены его полномочия на ведение именно дела о банкротстве (п. 1 ст. 36 Закона).

В то же время кредиторы могут объединить свои требования о признании должника банкротом (п. 5 ст. 39 ФЗ), например, если размер требований каждого из них к должнику не достигает минимальных величин. 

Срок рассмотрения арбитражным судом дел о банкротстве в соответствии со ст. 51 ФЗ составляет 7 месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом.

Таким образом, этот срок увеличен по сравнению с общим сроком рассмотрения арбитражными судами исков (3 месяца, в том числе 2 — на подготовку плюс 1 — на разбирательство).

Следует отметить, что 7-месячный срок не включает срок на проведение процедур банкротства, за исключением наблюдения.

Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 г. N 99 срок рассмотрения дела о банкротстве может быть продлен до 10 месяцев.

При этом продление срока рассмотрения дела до шести месяцев на основании части 2 статьи 152 АПК РФ возможно при рассмотрении конкретного обособленного спора в рамках дела о несостоятельности (банкротстве)

Судебное разбирательство арбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленным АПК РФ (гл. 19), без каких-либо особенностей.

Ст. 52 ФЗ устанавливает, что по результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:

    • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
    • решение об отказе в признании должника банкротом;
    • определение о введении финансового оздоровления;
    • определение о введении внешнего управления;
    • определение о прекращении производства по делу о банкротстве;
    • определение об оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения;
    • определение об утверждении мирового соглашения.

Вышеперечисленные судебные акты подлежат немедленному исполнению, если иное не установлено Федеральным законом.

Основания для прекращения производства по делу о банкротстве

Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае:

    • восстановления платежеспособности должника в ходе финансового оздоровления;
    • восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
    • заключения мирового соглашения;
    • признания в ходе наблюдения необоснованными требований заявителя, послуживших основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве;
    • отказа всех кредиторов, участвующих в деле о банкротстве, от заявленных требований или требования о признании должника банкротом;
    • удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве;
    • отсутствия средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему;
    • в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

Приостановление производства по делу о банкротстве

Производство по делу о банкротстве может быть приостановлено по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, в случае:

    1. обжалования судебных актов, предусмотренных статьей 52 настоящего Федерального закона;
    2. обжалования решений собрания кредиторов (комитета кредиторов);
    3. в иных предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом случаях.

В случае приостановления производства по делу арбитражный суд не вправе принимать судебные акты, предусмотренные статьей 52 Федерального закона.

Приостановление производства по делу не является препятствием для вынесения иных предусмотренных Федеральным законом определений, а также осуществления арбитражным управляющим и иными лицами, участвующими в деле о банкротстве, действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/rassmotrenie-del-o-nesostoyatelnosti-bankrotstve

Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

Банкротство Предприятий Апк

Банкротство компании или физического лица – организационно-юридическая процедура, предусмотренная в отношении субъекта, который не имеет никакой возможности рассчитаться по своим долгам. Цель действий – признание организации, физлица несостоятельной категорией перед кредиторами, партнерами и заинтересованными лицами. Для начала процедуры банкротства требуются веские доводы.

Исковое заявление в арбитражный суд на банкротство

Обратиться с требованием в арбитражный суд о признании юрлица или гражданина несостоятельным может, как сам должник, так и его ссудодатели, сотрудники, заинтересованные организации. Уполномоченная инстанция на протяжении 5 дней после поступления заявления примет решение о целесообразности процесса.

Иск должника должен включать следующие пункты:

  • информацию о высшей инстанции;
  • размер требований (в неоспоримом размере);
  • сумму возможных задолженностей;
  • доказательство неплатежеспособности;
  • сведения о предоставленных заявлениях;
  • информацию об имуществе должника;
  • счета с данными всех ссудодателей.

Компания-должник или физлицо направляет копии заявления уполномоченным органам, конкурсным лицам и другим заинтересованным сторонам, участникам процесса. Заявление кредитора – физического лица или сотрудника заверяется направившим требование лицом. Иск кредитора – компании удостоверяется уполномоченным гражданином (на основании доверенности) или главой предприятия.

Иск от кредиторе должен содержать:

  • сведения об уполномоченном органе;
  • юридические данные организации или адрес и инициалы физического лица (предпринимателя);
  • сумму требований;
  • обязательства перед ссудодателем и их доказательства;
  • информацию относительно нового руководителя.

Сотрудники организации-должника и заинтересованные стороны имеют право объединиться и направить один иск. Если суд установит признаки несостоятельности и исключит недостоверность банкротства, тогда будет принято решение о производстве. Арбитраж выносит определение о начале первой стадии – надзора, назначает нового руководителя.

Основная цель данного этапа – сохранить имущество предприятия-должника (физлица) для возможности выполнения предъявленных требований. На первой стадии осуществляется анализ финансово-экономического состояния субъекта.

Необходимые документы

Организация (физлицо) может быть признана неплатежеспособной, только при наличии нарушений, указанных в законодательстве (срок просрочки от 3-х месяцев) и доказательной базы относительно неплатежеспособности.

Заявление о банкротстве подается в арбитражный суд по месту регистрации задолжавшей компании или гражданина либо по их месту нахождения, проживания.

Список дополнительных документов:

  • бумаги, подтверждающие, что копии иска были отправлены всем заинтересованным лицам;
  • платежку об уплате госпошлины;
  • копию документа о регистрации организации;
  • отчет оценочной компании об имуществе;
  • перечень всех займов;
  • список кредиторов;
  • текущую финансово-экономическую отчетность;
  • данные проведенной инвентаризации;
  • выписки из банка по счетам;
  • сверки с кредиторами;
  • учредительная документация (для компаний);
  • другие бумаги согласно ФЗ-127 ст. 38.

Неплатежеспособными не могут быть признаны религиозные и коммерческие организации, политические партии, учреждения при наличии субсидиарной ответственности.

Несостоятельность других юридических и физических лиц устанавливается только через судебные инстанции по требованию самой компании-должника, гражданина или заявлению заимодавца.

Ход процедуры банкротства в арбитражном суде

Судебное разбирательство относительно признания субъекта-должника неплатежеспособным регулируется Процессуальным Кодексом и ФЗ «О банкротстве», поэтому весь процесс объединяет специфические процедуры и традиции арбитражного суда.

Обобщенные стадии судебного разбирательства в арбитражном суде:

  • инициация процесса;
  • подготовка к разбирательству;
  • рассмотрение сложившегося вопроса;
  • установление определения;
  • вынесение возражения, при несогласии с решением суда.

Самый важный, ответственный этап – исполнение принятого решения. При изучении вопросов о банкротстве ситуация складывается по-другому: процедура, являющаяся исполнительным производством, входит в сам судебный процесс.

Этапы процесса банкротства:

  • Разбирательство. Все стадии обычного процесса входят в первый этап рассмотрения дела о признании должника неплатежеспособным субъектом.
  • Банкротство физлица или юрлица – реализация, принятого судом заключения. Основная цель – решение финансовых вопросов, возникших в результате невыполнения фирмой или гражданином своих «обещаний» перед кредиторами, а также уполномоченными организациями.

Банкротство компаний и физлиц находится в ведении арбитражного суда. Учреждения общего назначения и третейские инстанции не занимаются подобными делами. Определение судья выносит единолично, без заседателей за исключением коллегиальных заседаний (Арбитражный Кодекс ст. 17).

Постановление арбитражного суда о несостоятельности

Заключение о принятии требования к рассмотрению выносится во время судебного процесса. Законодательством предусмотрены следующие ситуации:

  • Решение об отклонении иска в признании юрлица несостоятельным субъектом. Признаки банкротства отсутствуют или в других случаях.
  • Определение о принятии заявления и начале конкурсного производства. Арбитражный суд установил признаки несостоятельности при достаточности, обоснованности требований заимодавцев и отсутствии возможности внешнего управления или экономического оздоровления.
  • Решение о начале санации, которая позволит избежать разорения и закрытия.
  • Определение о внешнем контроле. При наличии возможности восстановить материальное положение должника.

Арбитражный суд может вынести решение о приостановлении производства по вопросу несостоятельности. Подобное заключение может иметь место, если:

  • платежеспособность должника восстановлена во время внешнего управления или экономического оздоровления;
  • все требования ссудодателей были полностью удовлетворены на одной из стадий процедуры;
  • подписан мировой договор;
  • в других ситуациях, не противоречащих законодательству.

Постановление о признании компании-должника (гражданина) несостоятельной и о начале конкурсной процедуры (ФЗ «О банкротстве» ст. 53) принимается при установлении признаков неплатежеспособности, предусмотренных ст. 3, при отсутствии причин для оставления иска без рассмотрения, введения внешнего управления, экономической санации, заключения мирного соглашения или прекращения дела.

Решение

Решение арбитражного суда о банкротстве, принятое по результатам судебного процесса, по содержанию и форме должно соответствовать требованиям АПК ст. 127.

Заключение арбитража должно содержать (ст. 49 п. 2 Закона о банкротстве):

  • подтверждение, что компания-должник несостоятельна или физлицо не может выполнить взятые на себя обязательства;
  • информацию об инициации конкурсной процедуры;
  • данные об управляющем (инициалы, данные паспорта).

В акте-постановлении судебной инстанции о признании предпринимателя банкротом указывается – то, что регистрация физлица в качестве ИП утратила свою силу (дата, номер решения, наименовании уполномоченного органа, оформившего должника в качестве предпринимателя).

Решение судебной инстанции о признании должника несостоятельным подлежит исполнению, отсрочки не допустимы, если иное не определенно судом.

Обязательное условие процедуры банкротства – опубликование информации в «Вестнике Высшего АС РФ» и издании по делам по финансовой санации и банкротству (ст. 50 ФЗ). Объявление размещается за личные средства должника, при их отсутствии за счет заимодавца, подавшего иск. Аналогично публикуется информации об отмене определения, пересмотра дела.

Согласно Закону ст. 51 заключение об отказе в принятии требования принимается арбитражным судом, если:

  • признаки неплатежеспособности отсутствуют, подтверждается наличием имущества и средств, достаточных для исполнения обязательств;
  • при установлении факта удовлетворения требований кредиторов до принятия решения судом;
  • при выявлении факта фиктивной процедуры;
  • других ситуациях, предусмотренных настоящим ФЗ.

При наличии доказательств, свидетельствующих о возможности компании-должника или физлица погасить свои долги, арбитражный суд имеет право отложить срок рассмотрения заявления на 2 месяца в пределах 3-х месяцев с момента подачи иска в суд (ст. 51 п. 2).

Сроки рассмотрения дела о банкротстве арбитражным судом

Согласно ФЗ «О несостоятельности» ст. 51 период рассмотрения дела неплатежеспособности субъекта РФ – 7 месяцев с момента принятия иска. Столь продолжительный срок связан с длительной подготовительной работой, осуществляемой судом. Не позднее 7 месяцев арбитраж выносит одно из определений или решений, предусмотренных настоящим законом.

На конкурсное производство отводится 1 год. Участники процедуры могут обратиться с ходатайством о продлении этого периода еще на полгода.

Обжалование определения о несостоятельности

Согласно ФЗ-127 от 2002 года «О неплатежеспособности», решение уполномоченного органа можно опротестовать. Заключения, подлежащие обжалованию:

  • претензии истца признаны законными и требуется введение надзора;
  • наблюдение не осуществляется, иск разбирательству не подлежит;
  • надзор не назначается, процесс приостанавливается (ст. 48);
  • наблюдение вводится, устанавливается временный руководитель (ст. 49).

Согласно ст. 80, 82, 83 и 219 ФЗ-217 заключения вынесенные уполномоченным органом допустимо оспорить во время осуществления финансового оздоровления. Законодательством регламентируются и определения, относительно процедуры внешнего администрирования, которые возможно также опротестовать.

Отдельно оспаривается мирное соглашение. Заинтересованная сторона сообщает о своем несогласии с не подписанием договора или его заключением, с продлением процесса о несостоятельности.

Законодательством также предусмотрен порядок подачи протестов. Отменить решение суда возможно в ходе апелляционного производства. Акт судебной инстанции обжалуется в кассационные инстанции. Но последний орган не примет протест, без участия апелляционного суда.

Сроки обжалования определения о банкротстве арбитражного суда

Заключение о неплатежеспособности принято делить на виды по срокам их опротестования. Решение-акт об отказе в производстве и о прекращении разбирательства обжалуются по стандартным правилам ПК (на апелляцию – месяц, кассацию – 2 месяца).

По общим нормам опротестовываются определения, относительно:

  • закрытия дела;
  • отказа о принятии заявления;
  • начала стороннего контроля;
  • финансовой санации.

Постановление относительно мирного соглашения опротестовывается в определенном порядке: срок кассации – месяц. Если жалоба передана по почте, момент ее подачи устанавливается на основании потовой квитанции или штемпеля.

Обжаловать решение арбитражного суда о несостоятельности можно до внесения сведений в единый государственный реестр. Арбитражный управляющий представляет информацию об окончании процедуры банкротства в срок 30-60 дней с момента получения постановления от арбитража. В реестр сведения заносятся на протяжении 5 дней с даты их поступления от управляющего.

Процедура признания организаций и физических лиц неплатежеспособными субъектами требует значительных материальных, временных затрат. Избавиться от всех долгов банкротство не поможет.

Существуют и юридические последствия признания субъекта финансово-хозяйственной деятельности неплатежеспособным должником.

Поэтому не следует забывать обо всех нюансах процедуры и уточнить их у юриста перед подачей соответствующего заявления.

Источник: https://bankrotstvo-lite.ru/rassmotrenie-del-o-bankrotstve-v-arbitrazhnom-sude/

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство Предприятий Апк

Банкротство юр. лиц  | 19.05.2019  |   2158

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает общие принципы, по которым организации признаются банкротами.

Однако есть ряд категорий юридических лиц, в отношении которых действуют не только общие, но отдельные правила.

Одним из типов таких организаций являются те, которые занимаются производством сельхозпродукции. Разберемся, как происходит банкротство таких предприятий.

Какие организации являются сельскохозяйственными?

Прежде всего необходимо разобраться, к какими именно предприятиям применяются эти особые правила. Ответ можно найти в ст. 177 закона. Согласно ее нормам, в качестве сельскохозяйственных рассматриваются те, для которых не меньше половины выручки составляют доходы от производства либо переработки сельхозпродукции.

К числу сельскохозяйственных закон также особо относит и рыболовецкие предприятия, организованные в форме артелей (также именуемых колхозами). Однако для них специально указывается: для применения норм, касающихся банкротства сельхозорганизаций, выручка от лова или переработки рыбы должна составлять не меньше 70% от общего размера.

Важно помнить: отдельные правила применяются лишь для организаций! ИП и главы КФХ, пусть даже и являющиеся сельхозпроизводителями, банкротятся по общим правилам, установленным для несостоятельности граждан-предпринимателей.

Законодательство, регулирующее банкротство сельхозпроизводителей

Помимо закона о банкротстве, в отношении организаций, производящих сельхозпродукцию, применяются также следующие нормативные акты:

  • ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Этот закон применяется в той части, которая касается ликвидации сельхозкооператива в связи с его признанием несостоятельным;
  • ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Он описывает отдельные особенности, касающиеся процедур, предшествующих ликвидации организации-банкрота и направленных на поиск возможных путей для погашения долгов;
  • ФЗ «О господдержке в сфере сельскохозяйственного страхования».

Особые правила, устанавливаемые этими нормативными актами, связаны как со спецификой работы сельхозорганизаций, так и с той важной ролью, которую они играют в экономике и в обеспечении продовольственной безопасности России.

Признаки несостоятельности для сельхозорганизаций

Для того, чтобы земледельческая или рыболовецкая организация могла быть признана банкротом, закон устанавливает следующие требования:

  1. Общий размер непогашенных долгов должен составлять не менее 500 тысяч рублей (для сравнения: у организаций, относящихся к другим категориям, такая сумма равна 300 тысячам рублей);
  2. Выплата долга должна быть просрочена не меньше, чем на 3 месяца с той даты, когда у контрагента по договору или иного лица возникло право требовать выплаты средств.

Если не наблюдается обоих признаков вместе, организация не может быть объявлена банкротом.

Процедуры, применяемые при банкротстве сельхозорганизаций

Как и для других организаций, при начале процедуры банкротства для предприятий сельскохозяйственной сферы может вводиться процедура наблюдения. Однако для них закон специально устанавливает правило, по которому наблюдение должно учитывать не только текущее состояние, но и возможность погашения долгов за счет продукции, полученной в будущем.

Связано это с тем, что в производстве сельхозпродукции резко выражена сезонность – и до окончания уборки определить, возможно ли рассчитаться с кредиторами, часто невозможно. Кроме того, при наблюдении в обязательном порядке должны учитываться и климатические факторы: природные условия способны резко изменить урожайность культур – и.

как следствие, доходность предприятия.

Оздоровление организации, устанавливаемое решением арбитражного суда, для сельхозпроизводителей тоже имеет свои особенности:

  • его срок не может быть меньше, чем продолжительность сезона, а также времени, необходимого на реализацию урожая;
  • если произошли события чрезвычайного характера (засуха, эпизоотия, стихийные бедствия и т. д.), отрицательно влияющие на финансовое состояние производителя, срок наблюдения может быть продлен на год. При таком продлении соответствующим образом изменяется и график, в соответствии с которым происходит погашение долгов.

Наконец, процедура внешнего управления тоже имеет свои особенности.

Прежде всего, оно тоже вводится на срок не меньший, чем требуется для окончания сезона (для обычных организаций, не имеющих отношения к сельскому хозяйству, напомним, максимальная продолжительность управления – не более 2 лет). Однако законодатель здесь устанавливает ограничение: сезон и время на реализацию произведенного не должны составлять больше 3 месяцев.

Кроме того, как и при оздоровлении, при внешнем управлении из-за чрезвычайных обстоятельств срок может быть продлен – и тоже не более чем на год.

Особенности реализации имущества и прав организации-банкрота

Земельные участки, которыми владела или пользовалась организация, при банкротстве могут отчуждаться. Однако при этом следует особо обращать внимание на правила, которыми регулируется оборот земель сельхозназначения. В частности, не допускается использование земли для других целей, кроме производства сельхозпродукции.

Аналогичную норму закон предусматривает и для рыболовецких организаций. Здесь по особым правилам происходит отчуждение и передача другим лицам квот на вылов рыбы и других водных ресурсов.

Кроме того, при распродаже имущества сельхозпроизводителя используется следующий алгоритм действий:

  1. Сначала на торги выставляется предприятие целиком.
  2. Затем, если продать целиком не удалось, реализуется отдельно комплекс, включающий производственные и технологические мощности предприятия.
  3. И лишь если и продажа комплекса не удалась, имущество распродается в обычном порядке.

При проведении торгов действует правило: преимуществом обладают покупатели, уже ведущие деятельность в той же сфере. Если реализуется земля, то в качестве покупателей рассматриваются предприятия-соседи, чьи участки расположены на прилегающих территориях.

Для того, чтобы преимущественные покупатели могли воспользоваться своим правом, управляющий их оповещает, а также публикует объявление в СМИ.

Лишь в том случае, если за месяц никто не воспользовался правилом на преимущественную покупку, продажа ведется в общем порядке.

Источник: https://xn--80ajpfhbgomfh1b.xn--p1ai/blog/bankrotstvo-yur-lic/bankrotstvo-selhoz-organizacij/

Банкротство сельскохозяйственных организаций: причины, порядок процедуры, особенности

Банкротство Предприятий Апк

Под сельскохозяйственной компанией признается юридическое лицо, основной деятельностью которого является производство, переработка и продажа сельхозпродукции при условии, что выручка от этих занятий составляет не менее, чем половина всей выручки. Если компания занимается рыболовством, то доход от продажи водных ресурсов должен составлять не менее 70% всего дохода.

Правовое регулирование

Правовое регулирование банкротства сельскохозяйственных фирм осуществляется:

Основания для банкротства

Закон 260-ФЗ определяет правила поддержки и страхования сельхозпроизводителей от банкротства или разорения по иным причинам, а ст. 177 закона 127-ФЗ устанавливает основания, по которым можно возбудить дело о несостоятельности в сфере сельхозбизнеса:

  • наличие просроченных денежных обязательств на общую сумму не менее 500000 рублей;
  • наличие просрочек по данным обязательствам в течение 3 месяцев.

Особенности банкротства сельхозпроизводителей разных категорий определяют отраслевые нормативные акты и законы, в частности, закон 166-ФЗ регулирует порядок защиты водных ресурсов при смене эксплуатирующего предприятия по причине банкротства.

Порядок процедуры

Банкротство сельхозпредприятия происходит в следующие этапы:

  1. Заинтересованные лица подают в арбитражный суд заявление о банкротстве.
  2. Суд рассматривает заявление и выносит определение об открытии дела и введении наблюдения.
  3. Назначается временный управляющий, который анализирует финансовое состояние сельхозпредприятия.
  4. Проводится первое собрание кредиторов сельхозпредприятия и принимается решение о введении оздоровления или внешнего управления.
  5. В зависимости от результатов принятых мер дело о банкротстве закрывается, или должник объявляется банкротом, после чего сельхозпредприятие продается на торгах.

Заявление может подать сам сельхозпроизводитель, его кредиторы или уполномоченные органы. Назначение управляющего происходит из числа членов саморегулируемой некоммерческой организации, которая была указана в заявлении о банкротстве.

Как финансовое оздоровление, так и внешнее управление вводится судом на срок до конца сезона сельскохозяйственных работ, с учетом времени, необходимого для переработки и продажи произведенной сельхозпродукции. Такое время определяется судом индивидуально в пользу банкротящейся сельхозфирмы.

Финансовое оздоровление и внешнее управление могут продлеваться на год, если сельхозпредприятие потерпело в текущем сезоне убытки по причине:

  • стихийного бедствия;
  • эпизоотии;
  • чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф;
  • губительного для посевов распространения вредителей;
  • аварий на важных коммуникациях.

Авария на теплотрассе, ЛЭП или водопроводе может являться причиной для продления соответствующей процедуры банкротства, если производимая сельхозпродукция является критически зависимой от электро- или водоснабжения (например, тепличное хозяйство).

Общий максимальный срок внешнего управления и оздоровления составляет 2 года и 3 месяца (п. 3 ст. 178 закона 127-ФЗ). По итогам сезона сбора урожая, проведенного в период оздоровления, оцениваются дальнейшие перспективы восстановления платежеспособности фирмы и целесообразность продления оздоровления еще на один сезон. Внешнее управление вводится при наличии плана, позволяющего перестроить сельхозбизнес для получения большей прибыли – например, путем посева новых, более рентабельных культур, или увеличения используемых площадей для посевов или выпаса скота.

Дело о банкротстве сельхозпредприятия может также завершиться мировым соглашением с кредиторами, по которому они списывают все долги предприятия в обмен на предоставление части продукции в натуральном виде или на иных взаимовыгодных условиях.

Особенности банкротства сельхозпредприятия

При банкротстве и последующей ликвидации сельскохозяйственных фирм занимаемые ими земельные участки переходят к иным юрлицам или государству при условии:

Земельные участки обанкротившегося сельхозпроизводителя нельзя использовать не по назначению, а также передавать непрофильным организациям – например, местным девелоперам без проведения общественных слушаний и наличия соответствующего решения градостроительного комитета.

Кто и как может купить предприятие целиком и его имущество

Если дело о банкротстве дошло до конкурсного производства, то преимущественное право на покупку имущества банкрота имеют сельскохозяйственные производители, расположенные на смежных участках с банкротом, а при их отсутствии выкупить предприятие банкрота могут любые сельхозпроизводители (включая крестьянские хозяйства), находящиеся в том же населенном пункте или регионе.

За месяц до объявления торгов управляющий должен разослать уведомления находящимся по соседству сельхозпроизводителям о продаже предприятия банкрота целиком по начальной цене предстоящего аукциона.

Если о желании выкупить фирму заявят сразу несколько сельхозпроизводителей, то предприятие продается первому подавшему заявку.

Важно учесть, что при отсутствии сельхозфирм, расположенных на смежных с банкротящейся фирмой участках, преимущественное право ранжируется в зависимости от удаленности компаний от банкрота следующим образом:

  • находящиеся в том же сельском или городском населенном пункте;
  • находящиеся в том же административном районе региона;
  • находящиеся в том же регионе.

В первую очередь фирма банкрота продается предпринимателям из перечисленных групп в порядке возрастания, а среди участников одной группы – первому подавшему заявку.

Если в течение месяца никто не изъявит желание выкупить предприятие должника, оно должно быть выставлено на аукцион единым лотом, как юрлицо. Если данный аукцион не состоится, то на следующем аукционе одним лотом выставляется все производственные мощности, позволяющие осуществлять полный цикл производства, переработки и продажи сельхозпродукции.

Если данный лот не будет выкуплен, то лоты на дальнейших аукционах определяются по общим для банкротства юрлиц правилам.

Лицензии на осуществление определенных сельскохозяйственных работ или вылов рыбы перепродаются новым владельцам имущества должника, но могут также быть переданы любым другим лицам, занимающимся сельским хозяйством в регионе.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/selhoz-organizatsiy.html

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: