Виды Дотаций

Дотации — что это и кому положены

Виды Дотаций

Слово «дотация» образовано от латинского «dotatio». Оно переводится как пожертвование или дар. Это средства, которые безвозмездно передаются государством для поддержки организаций, фирм или граждан.

Государство в большинстве случаев осуществляет помощь из средств федерального бюджета. Дотационное финансирование осуществляется тогда, когда оно имеет важное значение для государства.

В частности, это относится к поддержке малообеспеченных слоёв населения.

1. Что такое дотация простыми словами

Принято считать, что обычно человек или фирма должны платить за себя сами. Однако оплата расходов в некоторых случаях перестаёт быть частным делом и приобретает важное общественное и государственное значение.

Например, если фирма продаёт газонокосилки и получает хорошую прибыль, это в первую очередь её заслуга. С другой стороны, если она разорится, то для общества ничего страшного не произойдёт.

Фирма, продающая хлеб гражданам поставлена в другие условия. Она не может повысить цены больше, чем это разрешено государством.

Для неё исключается возможность свободно вести бизнес с целью получения максимальной прибыли. Возможно, что её издержки таковы, что она торгует себе в убыток.

Если она и другие такие фирмы разорятся, то люди останутся без хлеба. Государство принимает меры, чтобы этого не могло произойти, выдавая дотации.

Такая помощь даёт возможность удерживать приемлемые цены на нужном уровне. Дотации получают предприятия, деятельность которых важна для общества.

Они выплачиваются для компенсации расходов в тех случаях, когда это имеет важное государственное или социальное значение.

Дотации, например, могут быть направлены на поддержку сельского хозяйства или науки. Эти отрасли неприбыльны, но исключительно важны.

Существует другой вид дотаций. Они могут выплачиваться малообеспеченным гражданам. В качестве примера можно указать на такие доплаты:

  • Для компенсации затрат на коммунальные услуги;
  • Предоставление средств ветеранским организациям;
  • Компенсация оплаты проезда в отдельных случаях.

Дотациями также называются суммы, которые перечисляются подчинённым бюджетам при наличии у них убытков. Без этих поступлений они не смогут обеспечить выполнение своих обязанностей.

2. Особенности дотационных выплат

Хотя на практике применяется много видов дотаций, у них имеются общие особенности:

  1. Целью предоставления является компенсация затрат или убытков.
  2. Причина выделения денег в том, чтобы поддержать получателя в вопросах, которые важны для государства.
  3. Получаемые суммы не являются целевыми. За них не нужно отчитываться.
  4. Эти средства выдаются безвозмездно — их не нужно возвращать впоследствии.

Доказав право на получение средств, получатель может тратить деньги по своему усмотрению. Важно отметить, что предоставление дотаций может сопровождаться теми или иными требованиями к получателям.

Иногда это может включать меры по повышению доходности или требования к качеству продукции.

Дотации, компенсирующие убытки, которые связаны с наличием причин объективного характера помогают развивать государство и экономику.

Однако если убытки связаны с неграмотным руководством, непрофессиональным выполнением обязанностей, то возникает необходимость в принятии мер, которые исправят ситуацию.

3. Для производителей

Существуют несколько различных видов бюджетных выплат: дотации, субвенции, субсидии и другие. Отличительной особенностью рассматриваемого вида выплат является нецелевой характер. Обычно дотации выполняются по такой схеме:

  1. Из федерального бюджета деньги перечисляются в региональный.
  2. Далее средства передаются в местный бюджет.
  3. Затем дотация направляется определённому предприятию.

Государство решает, деятельность каких предприятий и организаций для него имеет особое значение. Обычно речь идёт об отраслях, необходимых для развития страны и имеющих важное социальное значение. Для того, чтобы они могли оплачивать расходы и продолжать свою деятельность, государство безвозмездно передаёт нужные суммы.

Оно в первую очередь поддерживает фирмы, которые производят продукцию, входящую в потребительский минимум. Если на их товары будут повышены цены, это резко понизит уровень жизни большинства граждан и сможет привести к социальному напряжению.

Примером таких фирм являются производители хлебобулочных изделий. Отказываясь от повышения цен, эти предприятия существенно уменьшают свои доходы. При этом у них есть значительные расходы, которые необходимо оплачивать. В них входят выплата зарплаты, покупка сырья, ремонт техники, административные и другие выплаты.

Если не будет получена финансовая помощь, то фирмы вынуждены будет прекратить свою деятельность и население не сможет покупать хлеб. Чтобы этого не случилось, из бюджета им поступают дотации, позволяющие не только оплачивать затраты, но и приносящие небольшую прибыль, которая может быть потрачена на развитие производства.

Аналогичная ситуация существует при производстве других жизненно необходимых товаров. Дотации выплачиваются также в тех отраслях, которые жизненно важны для общества и развития экономики. К ним, в частности, относятся научные учреждения, учебные заведения, культурные учреждения. В их число включаются детские сады, школы, больницы.

Иногда дотации предназначены для того, чтобы поддержать конкурентоспособность целых отраслей по отношению к иностранным производителям. Обычно для этого принимаются комплексные меры, куда кроме дотаций включаются налоговые льготы, изменения таможенных ставок и другие.

4. Межбюджетный выравнивающий трансферт

Субъекты Российской Федерации в своих бюджетах имеют доходную и расходную часть. Если первая больше второй, они могут финансировать свою деятельность самостоятельно. Однако такое возможно не всегда. Иногда расходная часть существенно превышает доходную.

Это зависит от особенностей конкретного региона. В некоторых из них, например, имеется развитая промышленность, в других экономика построена в основном на деятельности сельскохозяйственных предприятий. Понятно, что бюджеты в этих регионах будут выглядеть по-разному.

Если расходная часть превышает доходную, то это значит, что в регионе кто-то недополучит бюджетное финансирование. Чтобы этого не произошло государство выплачивает выравнивающую дотацию. Она предназначена для того, чтобы этот субъект РФ, мог полноценно выполнять свои задачи. Такие дотации выравнивают прибыльность бюджетов регионов.

Надо отметить, что хотя дотации предоставляются в соответствии с возникшей необходимостью, тем не менее те субъекты, которые регулярно получают значительные дотации, находятся под особым контролем руководства страны. Их могут обязать принять определённые меры для сокращения расходной и увеличения доходной части регионального бюджета.

5. Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов

Необходимость в финансировании может возникнуть при изменении соотношения расходов и доходов региональных бюджетов.

Половина средств, необходимых для дотаций из федерального бюджета распределяется при помощи закона о бюджете на очередной год.

Оставшаяся часть направляется по решению специальной комиссии, в которую входят депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федераций и члены Правительства.

Таким образом, государство финансирует не только подчинённые бюджеты, но и президентские программы, а также выполнение задач, имеющих важное для страны значение.

6. Дотации гражданам

Граждане имеют различные уровни доходов. Малообеспеченные не имеют возможности оплачивать свои расходы полностью. Государство заботится о таких гражданах, предоставляя им необходимую помощь. Она рассчитана на определённые категории граждан. Для того, чтобы её получить, люди должны подтвердить документально, что они соответствуют необходимым требованиям.

Помощь гражданам может предоставляться не только из бюджета, но и выплачиваться работодателем. Он может это делать, например, для поддержки сотрудников в следующих вопросах:

  1. Компенсация проезда к месту работы и обратно.
  2. Доплаты, предназначенные для помощи в приобретении продуктов питания.
  3. Помощь в содержании детей, не достигших совершеннолетия.

Помощь может предоставляться ВУЗами для тех студентов, которые учатся за счёт бюджета. Ей обычно могут пользоваться инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей. Для получения средств они должны ежегодно предоставлять подтверждающие документы. Получение дотаций может происходить на протяжении всего срока обучения.

Хотя большинство дотаций гражданам выдаётся в заявительном порядке, тем не менее есть такие, которые получают в автоматическом режиме. Примером является доплата к пенсии, связанная с прожиточным минимумом. Как известно, существует прожиточный минимум, который определяется не только для всей страны, но и для отдельного региона. Они могут отличаться между собой.

Если доход неработающего пенсионера меньше общегосударственного прожиточного минимума, то ему делают доплату до этого уровня. Если региональный больше федерального, то разница оплачивается из соответствующего бюджета. Обе упомянутых дотации не требуют писать заявления и подавать документы для рассмотрения.

7. Как можно получить помощь

Для получения помощи гражданами, прежде всего необходимо уточнить информацию о доступных видах. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Обратившись в государственное учреждение, которое занимается решением социальных вопросов.
  2. Посетив сайт этого учреждения.
  3. Воспользовавшись сайтом Госуслуг.
  4. Обратившись в Многофункциональный Центр.

Здесь можно узнать не только о видах доступной помощи, но и об условиях её получения, требуемых документах. Обычно помощь адресуется малообеспеченным людям. Для получения нужно подтвердить свой статус. В большинстве случаев могут потребоваться следующие документы:

  1. Заявление, в котором выражается просьба о получении выплат.
  2. Для удостоверения личности нужен паспорт.
  3. Если обращение исходит от иностранного гражданина, он должен подтвердить легальность своего пребывания на территории РФ.
  4. Указывается, какая недвижимость принадлежит заявителю.
  5. Справка, подтверждающая уровень доходов. Обычно нужна за последние три или шесть месяцев.
  6. Документы, подтверждающие состав семьи, родственные отношения.
  7. Справка о том, кто постоянно проживает вместе с человеком.
  8. Иногда требуется предъявить оплаченные квитанции ЖКХ за последнее время.

Дотации выдаются на определённый срок. В большинстве случаев он составляет шесть месяцев. Когда он истечёт, будет нужно вновь документально подтвердить своё право на получение выплат.

Перед обращением за получением помощи необходимо уточнить условия получения и состав необходимых документов для обращения за ней.

Заключение

Дотации — это выплаты из бюджета, которые направлены на решение важных общегосударственных задач, в том числе социальной поддержки населения.

В большинстве случаев финансирование осуществляется на федеральном уровне, хотя иногда может осуществляться из региональных или местных бюджетов. Предприятие также имеет возможность таким образом поддерживать своих работников.

При этом выплаты могут быть регламентированы законодательством, обусловлены коллективным договором или трудовыми контрактами.

Источник: https://vsdelke.ru/raznoe/dotaciya.html

Дотационные регионы в России и их рейтинг

Виды Дотаций

› Предпринимательство

Несмотря на то, что в Российской Федерации каждый регион является финансово самостоятельным, с точки зрения своего собственного бюджета, все же необходимо понимать, что через центральные государственные органы происходит определенное перераспределение заработанных средств.

Регионы, которые зарабатывают больше, чем им нужно для внутреннего расходования, являются донорами. Их еще называют бюджетообразующими.

Другие области, в которых не развита промышленность или не добывается достаточно большое количество полезных ископаемых, находятся на бюджетных дотациях.

О том, как обстоит ситуация в России в 2020 году, по отношению к дотационным регионом РФ, разберем подробно в данной статье.

Определение

Дотационными регионами принято называть те области (субъекты), которым перечисляют деньги из федерального бюджета. Причем, делается это на безвозмездной основе, то есть их не нужно возвращать назад в федеральный бюджет.

На сегодняшний день дотационных регионов в РФ гораздо больше чем тех, которые полностью обеспечивают себя сами. О том, какие это области, поговорим ниже и приведем рейтинг самых высокодотационных регионов, сведенный в список.

Официальные показатели

На 2020 год имеется следующая статистика по данным, какие регионы в России являются дотационными. Вот топ-10 субъектов, зарабатывающих меньше всего:

  1. Лидером в рейтинге по количеству государственных дотаций является республика Дагестан. На 2020 год ей было выдано средств, порядка 72 млрд. руб.
  2. Затем идет республика Саха, которой выделили 51 млрд.
  3. С небольшим отрывом идет Камчатский край.
  4. На четвертом месте расположилась Чеченская республика.
  5. Алтайскому краю за 2019 год было выдано 26 млрд. руб.
  6. Ставропольский край принял 24.291.000.000 рублей.
  7. Немножко от него отстала Республика Крым.
  8. Далее, с небольшим отрывом идет Бурятия.
  9. На девятом месте рейтинга расположилась республика Тыва.
  10. И замыкает десятку Башкортостан с 17 миллиардами заемных рублей.

Из приведенной статистики видно, что между самым бедным регионом и тем, который занимает 10 место, разрыв составляет более, чем в 3 раза по получаемой сумме.

По годам

Естественно, что ситуация периодически меняется. Так, например, в сравнение в 2018 и 2017 ситуация выглядела таким образом, как это отражено в таблице.

Структурный субъект государстваВ 2018 годуВ 2017 году
Дагестан59,06+6,65
Якутия43,95+7,32
Камчатка39,36+2,2
Алтай27,1+4,5
Чечня27,08+3,07
Ставрополь19,2+1,83
Бурятия18,3+0,39
Крым17,71-0,77
Башкортостан16,43+0,64
Тува15,73+1,18

Важно понимать ту тенденцию, которая складывается в государстве. Данные за последние 27 лет с изменяющимся количеством регионов доноров выглядят следующим образом:

  • В 1993 году в стране 35 субъектов позволяли использовать свои материальные средства для формирования дотационной части бюджета.
  • В 1997 году их число резко сократилось до 8 штук.
  • В 2001 году их количество увеличилось до 25.
  • Но такая позитивная тенденция сохранялась не долго – к 2015 их стало уже 14.
  • На сегодняшний день их всего лишь 13.

По регионам

Как видно из статистических данных, дотационные регионы в России практически не изменились. Во всяком случае, это касается той 10-ки, которая демонстрирует самую острую нехватку предприятий, собственных ресурсов и прочего, что могло бы помочь им в формировании большей самостоятельности.

Но, данная 10 не отражает полностью ситуацию по стране. Если говорить об общих статистических показателях, то на сегодняшний день в России ситуация в целом выглядит следующим образом: из 85 субъектов всего лишь 13 оставляют деньги в федеральный бюджет. Тогда как остальные 72 нуждаются в дополнительных средствах из бюджета, в той или иной степени.

Динамика

К сожалению, динамика на сегодняшний день, за весь период существования современной России складывается таким образом, что количество доноров постоянно снижается. Это обусловлено следующими факторами, которые отличаются от контекста политических и экономических ситуаций:

  • Уменьшением предприятий в самых разных отраслях.
  • Неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке.
  • Невостребованностью Российской продукции в других странах.

В период с 2014 года вводимые санкции США также неблагоприятно повлияли на развитие экономической ситуации.

Прогноз

В свете сегодняшних событий, объединяющих ряд неблагоприятных факторов, говорить о развитии промышленности и выходе большинства регионов России из рецессии, не приходится. Этому способствуют следующие факторы:

  • Падение цен на нефть на международном рынке.
  • Отказ ряда стран Европы от покупки российской нефти.
  • Ситуация с коронавирусом COVID-19 в мире.
  • Отсутствие комплексной программы со стороны государства по принятию чрезвычайных и всеобъемлющих шагов по изменению ситуации с точки зрения развития самых разных отраслей промышленности.

Поэтому не стоит ожидать, что ситуация изменится в ближайшее время в положительную сторону. Наоборот, скорее всего, состояние будет ухудшаться. Особенно, оглядываясь на то, что все прогнозы мировых рейтинговых агентств говорят о том, что все страны пройдут через непростой период своего развития.

Дотационные регионы в России и их рейтинг Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/dotatsionnye-regiony/

Дотация – что это такое простыми словами

Виды Дотаций

В переводе с латыни термин “dotatio” означает дар или пожертвование. В экономике дотацией называют денежные средства, с установленной периодичностью предоставляемые предприятиям и гражданам бюджетной системой государства.

Целью предоставления дотаций является полное или частичное возмещение расходов или убытков, понесенных предприятиями или гражданами государства.

Наиболее дотируемыми отраслями экономики традиционно являются сельское хозяйство и наука – приоритетные направления экономики любого государства.

Гражданам из бюджета государства предоставляются пособия на детей, возмещаются коммунальные расходы, покрываются затраты на медикаменты и так далее – все это включается в перечень дотаций государства своим жителям.

Предприятиям и организациям государственными дотациями из бюджета компенсируется разница между доходами и затратами. Основополагающей целью финансовой помощи является снижение инфляции и сдерживание цен.

Термин “дотация” означает:

  • в законодательстве Российской Федерации – это финансовая помощь федерального бюджета региональному, либо регионального бюджета местному, либо местного бюджета социально-значимым отраслям и нуждающимся гражданам. Дотации предоставляются безвозмездно и без отчета об их использовании конечным их получателем.
  • в общеэкономическом смысле – это средства, выделяемые государственным, региональным или местным бюджетом, и направляемые на поддержку бездоходных сфер экономики, в которых валовая выручка ниже затрат предприятий на производство и реализацию конечного продукта или услуги.
  • также дотацией считаются пособия и выплаты гражданам, предусмотренные действующим законодательством или доплаты работникам, предусмотренные трудовыми взаимоотношениями с работодателем, например, компенсация услуг связи, транспортных расходов или затрат на питание и проживание.

Дотации предназначены для снижения или возмещения убытков, а также для нивелирования себестоимости.

Целью бюджетного дотирования предприятий и организаций является контроль розничных цен на определенные группы товаров путем оплаты из бюджетов всех уровней части стоимости этих товаров, что, в свою очередь, позволяет избежать дефолта получателей дотации.

При отсутствии данного вида государственной поддержки производителям пришлось бы повышать цены, то есть, оплачивать компенсируемую дотациями разницу пришлось бы конечному потребителю товара.

Институт дотационной поддержки экономики является дефицитообразующим фактором для бюджетов всех уровней, приводит к необходимости дополнительных денежных эмиссий и росту инфляции.

Наибольшее распространение институт дотаций получил в странах с экономикой под государственным управлением. В странах с рыночной экономикой, в условиях главенства безубыточности бизнеса, дотации максимально снижены.

Дотации для предприятий

Укрупненная модель дотаций для бизнеса выглядит следующим образом – федеральный бюджет выделяет средства региональному, далее, из регионального бюджета деньги поступают в местный бюджет, из которого дотация направляется конкретному предприятию в качестве доплаты к цене реализации произведенной продукции или оказанной услуги.

Дотация не является целевым финансированием, и, следовательно, может быть израсходована ее получателем на решение любых задач без отчета о расходах и без требований возврата полученных средств.

Основная цель дотацииудержать “на плаву” значимый для государства бизнес и не допустить роста розничных цен на какие-либо товары и услуги.

Бизнес, получающий от государства дотации, может осуществлять свою деятельность, несмотря на ее низкую рентабельность или даже убыточность.

К таким видам деятельности, как правило, относятся социально значимые отрасли – производство продуктов питания, медикаментов, сельское хозяйство, производство энергоносителей, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и наука.

Вид экономического устройства государства напрямую влияет на цели института дотаций.

В странах с государственным управлением экономикой – так называемых “закрытых” системах – институт дотаций распространен повсеместно и направлен на снижение темпов роста цен.

Плату за сдерживание цен государство берет на себя, тем самым увеличивая дефицит бюджета.

В странах с рыночной экономикой – в “открытых” системах – дотации ориентированы на стимуляцию внутреннего спроса и поддержку местных производителей, что приводит к повышению уровня жизни населения и сокращению безработицы.

Здесь государственная поддержка симулирует бизнес, заставляя улучшать социально-значимые отрасли без увеличения цен.

Дотации для населения

В любой стране существует законодательно определенный уровень доходов, зарабатывая или получая ниже которого, гражданину предоставляется право на помощь государства.

Как правило, дотации в таких случаях направляются из бюджета для частичного или полного возмещения расходов получателя на приобретение социально-значимых товаров, медикаментов, получение услуг жилищно-коммунального хозяйства и тому подобное.

Направляя дотационные выплаты конкретному гражданину государство существенно снижает расходование собственного бюджета, чем при направлении средств напрямую производителям дотационных товаров и услуг.

Дотации для населения, предоставляемые гражданам из средств бюджета государства, как правило, ориентированы на следующие цели:

  • субсидирование малоимущим слоям населения на услуги жилищно-коммунального хозяйства;
  • корректировка действующих тарифов на медицинские, социальные, коммунальные услуги;
  • поддержка различных обществ и организаций ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями;
  • оплата перемещения отдельных категорий населения определенными видами транспорта.

Источник: https://finhelps.ru/dotatsiya-chto-eto-takoe-prostymi-slovami/

Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Виды Дотаций

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.  

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования.

Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований.

Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств.

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).  

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели.

Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ.

Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе.

Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты).

Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям.

Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков.

Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе.

Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий.

При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений.

Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям.

По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности).

Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г.

– субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г.

– выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам.

Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

— наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

— наличие квалифицированного кадрового потенциала;

— объем дополнительного софинансирования программы;

— наличие утвержденной социально ориентированной программы;

— удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ.

Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов — доноров (их порядка 11).

Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii

Виды Дотации

Виды Дотаций

При составлении проекта бюджета, как государственного, так и местного, с целью равного распределения финансов среди федеральных субъектов, а также между отдельными отраслями производства и народного хозяйства применяется регулирование.

Суть его заключается в выравнивании систем обеспечения территориальных или отраслевых образований за счет применения таких форм, как субсидии, дотации, субвенции и другие.

При этом правительство страны или местные администрации должны соблюдать минимальные государственные стандарты.

Что такое дотация? Это денежные средства, которые выделяет государственный или местный бюджет для оказания поддержки убыточным организациям, предприятиям. Тем, у которых выручка от продаж меньше издержек на производство и реализацию их продукции. А также нижестоящим бюджетам с целью покрытия разрыва между их расходами и доходами.

Таким образом компенсируют издержки, покрывают убытки. Предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары. Часть стоимости этих товаров оплачивается из бюджетных средств. Это происходит за счет дотации.

Такой инструмент в финансовой политике широко используют в государствах, где распространено административное регулирование экономики.

Государство оказывает финансовую поддержку социально незащищенным категориям граждан, например, многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и т. д. Предоставляемые им дотации проявляются в форме льгот по оплате коммунальных услуг и билетов на общественный транспорт, установлении специальных цен на товары повседневного спроса, медицинские изделия.

Это средства, выделяемые из федерального центра регионам или из казны субъекта городам и районам.

Цель таких трансфертов — поддержать бюджетную обеспеченность, стимулировать развитие производства в отдельных территориальных единицах.

Сумма направляемых средств рассчитывается с учетом численности населения района-получателя, его налогового потенциала, структуры экономики, климатических и географических особенностей.

Наверно, у всех наслуху такие слова, как субвенция, субсидия, дотация, все слышали, все знают, что это связано с деньгами, и про это иногда говорят солидные государственные мужи с умным видом, но точно не все понимают, о чем речь и чем они отличаются друг от друга.

  1. и субсидия, и субвенция выделяются безвозмездно – за их получение не нужно выплачивать комиссию или платить начисленные проценты.
  2. они безвозвратные, то есть возвращать их не нужно;

Помимо субсидии и субвенции существует также дотация – это средства, выделяемые без конкретной цели использования, потратить эти деньги можно на что угодно. Как было сказано выше, гражданам могут выделяться только субсидии (а также дотации).

Виды дотаций

Дотации. Доходы местных органов управления слагаются из поступлений, извлекаемых на публично-правовой и частноправовой основах, и субсидий, получаемых от центральной власти.

За последние 50 — 70 лет во всех государствах замечается быстрый рост субсидий, выдаваемых местным союзам.

Это вызвано отчасти тем, что современному государству в силу целого ряда причин приходится прибегать к децентрализации расходов путем перенесения их с государственного на местный.

Рекомендуем прочесть:  Перевод с одной организации в другую 2019

Субсидия и субвенция – это два вида помощи за счет бюджетных средств. Эти термины применяются в области государственных финансов, ими обозначаются виды трансфертов от одного бюджета другому (например, из бюджета области в городской бюджет). Также данные понятия могут использоваться для обозначения видов льгот.

Виды Дотаций

Под дотациями следует понимать бюджетные денежные средства, предоставляемые государством предприятиям, юридическим, а также физическим лицам, на безвозвратной/безвозмездной основе. Их ценность в возможности покрытия ущерба и текущих затрат. Разные виды дотаций, установленные законом, помогают покрыть убытки и компенсировать издержки.

Определённой категории жителей Москвы и Московской области, а также других городов России, доступны жилищные виды дотаций. Их цель: урегулирование цен на жилищные и коммунальные услуги, компенсация затрат на покупку жилой собственности. Отдельным гражданам также доступны компенсации на льготный проезд, проведение мероприятий по ликвидации или предупреждению стихийных катаклизмов.

Льготы пенсионерам в Санкт-Петербурге в 2019 году

Каждый регион РФ составляет свой список привилегий для людей, которые закончили свою трудовую деятельность, или тех, кто находится на финансовом обеспечении страны по другим причинам.

Перечень преимуществ для пенсионеров устанавливается самостоятельно региональными властями в зависимости от возможностей городского бюджета.

Санкт-Петербург имеет перечень послаблений, которыми могут воспользоваться пенсионеры в 2019 году.

  • субсидия на оплату за жилое помещение и услуги, если ее размер в процентном соотношении больше 22% от общего дохода всех членов семьи, при условии отсутствия задолженности при оплате услуг ЖКХ и за пользование жилплощадью.
  • оплата половины стоимости по счетам на содержание жилплощади, всех услуг ЖКХ в рамках установленных нормативов;
  • скидка 50% от величины к оплате на пользование кабельным ТВ, радио и телефонной связи;
  • пенсионеры от 80 лет освобождаются полностью от уплаты капремонта (в рамках лимита), лица старше 70 оплачивают взнос в размере 50%;
  • льготы на покупку билетов на выставки, в театры и музеи;
  • обеспечение пожилых граждан горючим в пределах установленных лимитов и его доставка субъектом согласно действующему законодательству.

Что такое дотация

  • разработка, подписание и реализация соглашения с Минфином РФ для роста налоговых и неналоговых доходов, повышения эффективности использования бюджета;
  • контроль исполнения бюджета;
  • передача материалов для составления заключения о соответствии проекта бюджета субъекта требованиям законов РФ;
  • ежегодные проверки отчета, фиксирующего порядок исполнения бюджета.

Между Минфином РФ и руководителем субъекта заключается соглашение об условиях предоставления дотаций. Целью принятия документа является оздоровление государственной финансовой системы, улучшение социального и экономического состояния российских регионов.

Реферат — Межбюджетные трансферты

Проблема правового регулирования межбюджетных отношений. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов. Условия предоставления межбюджетных трансфертов. Межбюджетные отношения.

Нажав на кнопку «Скачать архив», вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.

Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере.

Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.

Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Субсидии на приобретение жилья предоставляются однократно гражданам, ранее не получавшим субсидии на эти цели.

Граждане, имеющие право на получение субсидий на приобретение жилья, не должны иметь жилья для постоянного проживания либо должны быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в порядке установленном российским законодательством.

Однако лицам, замещающим должности категорий «руководители» и «помощники» (советники) высшей группы должностей, субсидия предоставляется независимо от критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Законодатель обосновывает эту привилегию особенностями профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и повышением мотивации эффективного исполнения ими своих служебных обязанностей.

Но разве государство не заинтересованно в эффективном выполнении должностных обязанностей врачами, учителями? Полагаем, что существование подобной привилегии для государственных служащих является дифференциацией социального обеспечения по признаку должностного положения граждан и противоречит ст.

19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод независимо от должностного положения. И это не единственный «перекос» в законодательстве о предоставлении субсидий на приобретение жилья. Размер субсидий для государственных гражданских служащих определяется с учетом поправочного коэффициента, зависящего от стажа гражданской службы и составляющего от 1,05 до 1,5, что позволяет увеличить сумму субсидии от 5% (при стаже государственной службы от 3 до 5 лет) до 50% (при стаже свыше 25 лет). Для северян максимальный коэффициент составляет 1 (при стаже свыше 35 лет).

Субсидии на приобретение жилья предоставляются на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 7 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и других нормативно-правовых актов.

У самого муниципального района может быть выделена дотация из своего районного фонда поддержки. Дотации поселениям из районного фонда фин поддержки. Закон субъекта устанавливает порядок распределения, по объёму конкретным поселениям – муниципальным районным.

Рекомендуем прочесть:  Программа Молодая Семья В Хмао 2019 Куда Обращаться

Ø иные => перечень открыт. Например, трансферты бюджетам гос внебюджетных фондов. В БК сие специально не регулируется, но есть ряд упоминаний в главе о гос внебюджетных фондах. Чтобы определяется с ними, нужно анализировать законы о соотв фонде.

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: