Виды Судов Надзорной Инстанции

Состав суда

Виды Судов Надзорной Инстанции

В ряде случаев судья единолично принимает решение по делу. Для этого он удаляется в совещательную комнату, где может обдумать обстоятельства дела и принять решение без участия и влияния третьих лиц. Однако, ГПК РФ определяет перечень дел, когда решение должны принимать несколько судей. Состав суда формируется в зависимости от инстанции, в которой это дело рассматривается.

Понятие и полномочия суда

Суд – орган, который рассматривает уголовное дело в рамках УПК РФ и выносит по нему решение. Справедливое правосудие – основная функция суда, определённая Конституцией РФ и нормами УПК.

Проводить разбирательства и выносить на их основе приговоры вправе только суды общей юрисдикции.

Состав суда классифицируют по:

  • Критерию единоличности или коллегиальности.
  • Участию профессиональных судей или привлечению к процессу непрофессионалов.

Непрофессиональные судьи – присяжные заседатели. По ряду дел он вправе определять виновность или невиновность подсудимых.

Полномочия суда в уголовном процессе

Права и обязанности судьи при рассмотрении уголовного дела определены 29 статьёй УПК РФ. Вне зависимости от состава суда, только судьям разрешено:

  • Признавать виновность и назначать подсудимому наказание.
  • Признавать его невиновным и освободить в зале суда.
  • Применять меры воспитательного или медицинского характера.
  • Прекращать уголовное дело, при наличии для этого веских оснований.
  • Избрать меру пресечения и продлить её.
  • Дать разрешение на проведение обыска по месту жительства обвиняемого.
  • Наложить арест на его имущество.

Кроме этого суд вправе рассмотреть жалобу на прокурора, следователя или дознавателя.

Статус судьи даёт ему неприкосновенность и ряд привилегий.

Как определяется состав суда?

Состав суда в уголовном процессе включает:

  • Судью (коллегию судей).
  • Адвоката.
  • Прокурора (гособвинителя).
  • Секретаря заседания

Но часто суд рассматривают, как структуру, состоящую из членов-судей.

Основные критерии при формировании состава суда:

  • Нагрузка на судей.
  • Их специализация.

При формировании суда важно свести к минимуму влияние на судей заинтересованных лиц. Чтобы исключить субъективный фактор при выборе конкретных судей используют автоматизированные системы отбора.

Суд должен быть неизменным, то есть дело от начала до конца рассматривает один судья (за исключением случаев его отвода). При передаче дела другому судье, он обязан начать процесс сначала, с установления личности сторон дела. Протоколы будут составлены отдельно для каждого судьи.

В случае отвода судьи по уважительной причине, формируется новый состав суда. Но если в последствии докажут, что причины отвода были неуважительными, то новый состав суда признают незаконным. Приговор, который вынес незаконный суд, будет отменён.

Первая инстанция

Приговор, вынесенный судами первой инстанции, может быть отменён вышестоящими судами.

Статья 30 УПК РФ определяет несколько вариантов судебных составов первой инстанции:

  • Судья федерального суда общей юрисдикции. К его компетенции относится широкий перечень дел.
  • Судья верховного, областного, краевого, окружного военного суда с коллегией из 8 присяжных (по ходатайству подсудимого).
  • Судья районного или гарнизонного военного суда с коллегией из 6 присяжных. Они рассматривают уголовные дела, наказание по которым не включает пожизненное заключение.
  • Коллегия из 3 федеральных судей.
  • Мировой судья. Он вправе рассматривать дела, с максимальным наказанием не более 3 лет лишения свободы.

Мировые судьи рассматривают дела единолично. Такое право им даётся, так как в их компетенции преступления небольшой тяжести.

Без созыва коллегии также работают районные суды. В субъектах РФ уголовные дела рассматривают коллегиально в зависимости от типа дела или по ходатайству подсудимого.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

Обязательно наличие коллегии судей при рассмотрении дел о терроризме, массовых беспорядках, преступлениях против государства и конституционного строя.

В коллегии избирается председатель, который принимает решение после обсуждения с коллегами. При наличии присяжных в таком составе суда они определяют только некоторые обстоятельства дела.

Если присяжные оправдывают подсудимого, судья не вправе признать его виновным. Но обвинительный приговор присяжных он может отменить.

Состав суда апелляционной инстанции

Суды этого уровня пересматривают решения суда первой инстанции. Они могут быть изменены, отменены или оставлены без изменения. Апелляционным постановлением дело возвращают в первую инстанцию для выполнения решения суда второй инстанции.

На основании 30 статьи УПК РФ апелляции могут рассматривать:

  • Единолично – в районных судах.
  • Коллегией из 3 федеральных судей – в вышестоящих судах.

Такие суды вправе рассматривать уголовные дела, кроме:

  • Дел небольшой и средней тяжести.
  • Дел с жалобами на промежуточные решения районного или гарнизонного суда, которые единолично рассматривали судьи краевого, областного, республиканского и города федерального значения.

Остальные виды дел относятся к компетенции апелляционных судов.

Суды кассационной инстанции

Статья 5 УПК РФ относит кассационные и апелляционные суды ко второй инстанции.

Кассационный порядок рассмотрения дел допустим для:

  • Президиума верховного суда республики, а также судов области, края, федерального города, автономной области и округа, военного гарнизона. В состав коллегии суда должно войти не менее 3 судей.
  • Судебной коллегии Верховного суда РФ (также из 3 судей).
  • Судебной коллегии Верховного суда РФ по делам военнослужащих.

Кроме апелляционной и кассационной судебных инстанций есть ещё и надзорная.

Состав суда надзорной инстанции

Данная инстанция – последняя возможная попытка пересмотреть уголовное дело. Срок обращения в надзорный суд законом не ограничен. Это можно сделать в любое время после вынесения приговора.

Решение в рамках такого суда принимает большинство судей членов Президиума Верховного суда РФ.

Кроме судей в процессе участвует секретарь судебного заседания. Секретарь ведёт протокол, в котором обязательно указывают судьи и секретаря.

Секретарю, как и судье, могут заявить отвод, если докажут его заинтересованность. Процесс его замены проще, так как он не участвует в вынесении решения по делу.

При формировании состава суда каждой инстанции важно следовать принципу подсудности. Мировые судьи не вправе рассматривать дела, которые не относятся к их подсудности, так как не обладают необходимой компетентностью.

Полномочия участвующих лиц

Каждый участник судебного процесса обладает рядом обязанностей и прав.

Судья

Судья принимает решение по делу, оценив все доводы сторон и доказательства, приобщённые к документам уголовного дела. Он вправе удовлетворять или отклонять ходатайства сторон дела о вызове свидетелей и экспертов, переносить судебные заседания.

При участии присяжных, за судьёй остаётся последнее слово. Он вправе отменить их обвинительный (но не оправдательный) приговор.

Секретарь судебного заседания

Задача секретаря – вести протокол заседания, помочь судье установить личности участников дела, передавать документы судье от истца или ответчика.

Специалисты и консультанты

При рассмотрении дел, требующих консультации узких специалистов, их приглашают в суд. Эти эксперты отвечают на вопросы судьи. С его разрешения вопросы могут задать стороны защиты и обвинения.

Прокурор

Прокурор представляет сторону обвинения. Он представляет суду доказательства вины подсудимого, участвует в прениях сторон.

Истец и ответчик

Две стороны дела выступают в суде, отвечая на вопросы судьи и поясняя обстоятельства произошедшего. Истец и ответчик вправе ходатайствовать о вызове свидетелей. Но удовлетворить ходатайство или отклонить его – право судьи.

Задавать вопросы свидетелям истец и ответчик также могут только с согласия судьи. Он вправе отклонить вопрос.

Источник: https://ruadvocate.ru/ukrf/sostav-suda/

Понятие надзорного производства

Виды Судов Надзорной Инстанции

Надзорное производство в уголовном процессе имеет много общего с апелляционным и кассационным порядком, хотя и отличается некоторыми характерными особенностями.

Многих интересуют вопросы, что значит, возбуждено надзорное производство, какой орган имеет право осуществлять данное производство и кто может инициировать направление протеста.

Что такое надзорное производство? Понятие надзорного производства включает в себя стадию уголовного процесса, где по ходатайству осужденного или его защитника вышестоящий суд или прокурор проверяет законность приговоров судов первой инстанции, а также судебных постановлений, вынесенных в надзорном или кассационном порядке.

Цель надзорного производства направлена на исправление ошибок суда и обеспечение законных интересов и прав участников процесса.

Надзорная жалоба направляется непосредственно в суд надзорного органа с приложением копий:

  • решения или приговора, которые обжалуются;
  • приговора надзорного, апелляционного или кассационного органа, если он выносился по данному делу;
  • других процессуальных документов, в которых заявителем подтверждаются доводы, изложенные в жалобе.

Рассмотрение ходатайства судом надзорного органа должно быть проведено не позднее 15 суток и не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения Верховным Судом РФ.

Согласно ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса, по итогам рассмотрения надзорной жалобы суд надзорной инстанции имеет право принимать следующие решения:

  • оставлять без изменения обжалуемые решения суда, а надзорную жалобу без удовлетворения;
  • прекращать производство по уголовному делу и отменять постановление суда или приговор;
  • при отмене решения передавать дело на новое судебное рассмотрение;
  • отменять приговор суда кассационным органом и передавать дело на новое кассационное рассмотрение;
  • отменять приговор суда апелляционным органом и передавать дело на новое апелляционное рассмотрение;
  • вносить изменения в постановление суда или вынесенный приговор.

Если осуждено было несколько субъектов, а надзорная жалоба была предъявлена только в отношении одного из них, то надзорное производство дает право проверять дела в отношении всех осужденных.

В порядке надзора при рассмотрении дела суд может смягчить наказание, назначенное осужденному, но не вправе усилить наказание и применить закон о более тяжком преступлении.

При рассмотрении уголовного дела, суд надзорной инстанции не имеет права:

  • считать доказанными факты, отвергнутые или не установленные в приговоре;
  • решать вопросы о преимуществах одних доказательств над другими, достоверности или недостоверности доказательств, а также доказанности или недоказанности обвинения;
  • принимать решения о применении судом апелляционного органа и о мере наказания.

Предметом надзорного производства может быть только судебное решение, вступившие в законную силу, в отличие от кассации. Отменяя определение суда кассационного органа, суд надзора не имеет право выносить выводы, сделанные судом кассации при повторном рассмотрении уголовного дела.

Сущность и значение надзорного производства

Производство в надзорной инстанции играет важную роль в уголовном процессе. Согласно гл. 48, 1 УПК РФ, надзор является отдельной стадией уголовного судебного производства, где пересматривают действующие и новые акты, вступившие в законную силу, на предмет законности.

Подтверждением надзорной инстанции служат:

  • участники судебного процесса;
  • участники имеют процессуальный статус;
  • установленные сроки;
  • принятие постановления в документальном виде.

Роль надзора в судопроизводстве:

  • предназначается для проверки соблюдения законов, постановлений стоящих ниже органов и оценки обоснованности приговоров, вступивших в силу;
  • кроме обжалуемого постановления или приговора, контролю подвергаются все акты, созданные в ходе кассационного и апелляционного пересмотра;
  • факт подачи протеста не гарантирует пересмотр дела;
  • протест имеет право подавать должностное лицо, согласно нормам УПК.

Пересмотр дела возможен только:

  • если жалоба подается ради улучшения положения осужденного лица;
  • после вынесения предварительного решения о допуске на усмотрение судьи.

Уголовный процесс не часто доходит до этапа «Надзор». Слушание дела на данной стадии не является обязательным. Это случается только в том случае, если осужденный считает, что не смог в очередной раз добиться правды.

Перед надзорным производством законодатель установил главные задачи:

  1. Выявление нарушений действующих законодательных актов нижестоящими судебными инстанциями.
  2. Устранение проблем в виду отсутствия официальных разъяснений к применениям правовых норм.
  3. Выявление и исправление ошибок и допущенных нарушений (преднамеренных или непреднамеренных) путем возврата дела нижестоящему органу или изменения приговора.

Надзорное производство служит:

  • для общей характеристики апелляционного производства с гарантией конституционных прав, то есть, осужденный имеет право использовать для своей защиты все доступные средства;
  • препятствием для вынесения несправедливых вердиктов судами при несоблюдении норм;
  • средством повышения законности в работе судов путем использования разъяснительных методов надзорных инстанций.

Надзорное производство в прокуратуре выгодно не только осужденному и стороне защиты. В порядке надзора пересмотр уголовного дела нужен самим судьям. Надзорная инстанция выступает здесь в качестве органа самопроверки.

Сходства надзора с другими этапами пересмотра дела:

  • правовое значение;
  • преследуемые цели;
  • запрет на ухудшение положения осужденного;
  • проверка работы нижестоящих судебных инстанций;
  • выявление ошибок и указания на исправление;
  • порядок действий при получении жалобы;
  • осуществление проверки законности выносимых решений.

Результатом работы всех этапов может стать отмена выносимых актов из-за признания их неправомерными.

Отличия между надзором и апелляцией:

  1. Направляемые на пересмотр различные виды судебных актов.
  2. Процессуальные сроки, урегулирование решений (сроки для надзора не регламентированы законом, а в апелляции сроки указаны в УПК РФ).
  3. Субъективный состав (в апелляционном органе нет такого понятия, как заявитель).
  4. Процедура пересмотра.

В надзорном производстве доказательства не подвергается сомнению, в то же время апелляция может повторно рассматривать дела с новым исследованием доказательной базы.

Различия между надзором и кассационным порядком:

  1. Надзорное разбирательство считается прерогативой ВС РФ. Кассационный процесс осуществляется Верховным Судом, высшим судебным органом.
  2. В порядке надзора обжалование допускает присутствие Генерального прокурора РФ, должностных лиц и заявителя. Участниками кассационной жалобы являются потерпевшие, доверенные лица, частные обвинители, сторона защиты, осужденное лицо.
  3. Гарантией проведения кассационного судопроизводства является правильно составленная жалоба. В надзорном производстве такой гарантии нет, дело зависит от мнения судьи.

Порядок производства

Процедура надзорного производства установлена на основе многолетней судебной практики и состоит из этапов:

  1. Подача жалобы. Лицо составляет ходатайство с учетом требований УПК РФ. Документ должен быть подписан главным прокурором. Если в содержании имеются хоть малейшие ошибки, его вернут заявителю.
  2. Иск и приложенные документы тщательно изучаются судьей ВС РФ. Судья может истребовать материалы дела, которые должны находиться в первоначальном рассмотрении.
  3. После детального изучения ходатайства, судья принимает решение об отказе в рассмотрении с обоснованием или о направлении его в Президиум Верховного Суда. Отказ может быть обжалован заявителем, если Председатель ВС РФ сочтет необоснованным отказ в рассмотрении дела, то судья больше не вправе будет принимать участие в дальнейшем разбирательстве.
  4. Заключительное заседание с обязательным участием прокурора, заявителей и вынесением постановления путем прямого ания, которое не может быть оспорено с момента провозглашения.

Решение об изменении или отмене приговора принимается большинством . При их равенстве надзорная жалоба считается отклоненной, кроме случаев, когда выбрана мера в виде смертной казни.

Надзорная жалоба об отмене смертной казни считается удовлетворенной, если за оставление данной меры наказания проголосуют менее 2/3 членов Президиума ВС РФ, присутствующих на заседании.

Правовые полномочия надзорного органа

Надзор может выходить за рамки поступившего иска. Надзорная инстанция носит ревизионный характер, имея абсолютный контроль законности полученной документации.

Верховный Суд РФ имеет следующие полномочия:

  • прекращение судопроизводства;
  • отказ в удовлетворении протеста;
  • изменение документа;
  • возврат дела без рассмотрения;
  • отмена приговора.

Отмена может касаться не всех документов, а только тех, которые вынесли в кассации. У граждан нашего государство есть право обращаться в ЕСПЧ (Страсбургский суд), который может признавать факт нарушения прав, а также давать заключения об устранении несоблюдения прав человека.

Чтобы дело не дошло до обращения в данный орган, проводится контроль решений нижестоящих инстанций. Требующих вмешательство ситуаций не так уж много.

Процент отмены вердикта надзорным органом в 2020 году равняется около 10%, изменению подлежат 15-20% обвинительных приговоров.

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/nadzornoe-proizvodstvo-v-ugolovnom-processe/

Кассация и надзор | Юрведо

Виды Судов Надзорной Инстанции

Каждая из инстанций, в том числе и вышестоящих по отношению к первой инстанции, выполняет свою, определенную законом роль.

При этом апелляционный суд наделен более существенными полномочиями по сравнению с кассационной  и надзорной инстанцией.

Основное отличие апелляции от двух других вышестоящих инстанций заключается в том, что она по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Практически любое гражданское дело проходит несколько судебных инстанций. Прежде всего, это первая инстанция, где его рассматривает районный или городской суд по существу, апелляционная инстанция, где жалобу рассматривает вышестоящий суд, кассационная жалоба и надзорная инстанция.

После вынесения судом первой инстанции решения по существу в течении месяца (гражданский процесс) у Сторон есть право на апелляционное обжалование. В случае, если судебное решение не обжалуется в апелляционном порядке, решение по истечении месяца вступает в законную силу.

Обращаем ваше внимание, что после 28.11.2018 года существенно изменился порядок апелляционного обжалования. 

Так, решение районного суда, вынесенное им в первой инстанции обжалуется как и  прежде в верховный суд города, области, края. А вот решения верховного суда города, области, края, вынесенное им в качестве суда первой инстанции обжалуется уже в апелляционный суд общей юрисдикции. Апелляционная жалобы в любом случае, как и прежде, подается через суд, который вынес решение.

Изменен порядок и кассационного обжалования. Так, кассационные жалоба, представление могут быть поданы в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Кассационные жалоба, представление подаются в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить кассационные жалобу, представление вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня поступления жалобы в суд.

Адреса судов апелляционной и кассационной инстанции здесь!

Большинство граждан опускают руки, после вынесения судом первой инстанции решения не в их пользу, считая, что далее жаловаться нет никакого смысла.

Однако, подобное мнение ошибочно. Большое количество гражданских, административных и арбитражных дел пересматривается именно на этапе кассационного и надзорного судопроизводства. 

У Сторон есть также право подать кассационную жалобу и в Верховный Суд Российской Федерации.

Жалоба подается на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

При этом, кассационная жалоба, представление подаются непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев.

И наконец, обжалование решения суда в порядке надзора. Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями в течении трех месяцев со дня их вступления в законную силу..

В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются: вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения; определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке

Требования к оформлению кассационной жалобы

Кодекс устанавливает перечень обязательных сведений, которые должны присутствовать в заявлении. Они определены в части первой ст. 378 ГПК РФ. А именно:

Согласно ст. 378 ГПК РФ, в заявлении субъекта,который не участвует в разбирательстве, должно указываться, какие его законные интересы/права были нарушены решением. При этом постановление обязательно должно вступить в действие. Если жалоба ранее подавалась в кассационную инстанцию, в новом заявлении должно быть указание на принятое по ней решение.

Обязательно в заявлении должна присутствовать подпись лица, оспаривающего постановление, или его представителя. Если жалоба подана через представителя, к жалобе прилагают доверенность либо иную бумагу, подтверждающую соответствующие полномочия.

Вместе с заявлением в суд также передаются копии постановлений, заверенные соответствующей инстанцией, квитанция об уплате пошлины.

Если субъекту полагается льгота или предоставлена отсрочка/рассрочка, к жалобе прилагается бумага, подтверждающая наличие льготы.

Нюансы при подаче кассационной и надзорной жалобы

Установленные ст.

378 ГПК РФ требования об обязательном включении в кассационную жалобу указание на конкретные нарушения материальных или процессуальных норм, с приведением доводов обусловлены тем, что изменение постановления по делу возможно только в случае выявления обстоятельств, нарушения норм гражданского закона, существенно повлиявших на решение, без устранения которых цель правосудия достигнута не будет. Просьба, требование в жалобе должны соответствовать полномочиям судебной инстанции. Она должна сводиться к изменению (частичному или полному) либо отмене оспариваемого постановления, принятию нового акта или оставлению в действии одного из вынесенных решений.

Оплата государственной пошлины

Перед тем как подавать кассационную жалобу, субъект должен произвести обязательный платеж в виде государственной пошлины. Вопросы, касающиеся уплаты пошлины, регламентируются гл. 23.5 НК.

Согласно ст. 333.18 (п. 1, подпункт 1) Кодекса, при обращении в судебные органы общей юрисдикции субъекты осуществляют обязательный платеж до подачи жалобы.

Величина пошлины по гражданским делам определяется в соответствии с положениями ст. 333.19 НК. и например при подаче кассационной или надзорной жалоб по гражданским делам составляет не более 300 рублей для физических лиц и не более 6000 рублей для организаций.

Статья 333.20 Кодекса допускает уменьшение размера платежа, с учетом имущественного состояния лица, или отсрочку/рассрочку уплаты в порядке, зафиксированном ст. 333.41.

Помните, что количество экземпляров жалобы должно равняться числу участвующих в разбирательстве субъектов. Если у этих лиц отсутствуют какие-либо документы, которые заинтересованное лицо приводит в качестве доводов, данные документы необходимо направить Сторонам самостоятельно при подаче жалобы. Это требование обязательно для соблюдения, в противном случае жалоба останется без движения. 

 При подготовке и подачи кассационной и надзорной жалобы мы рекомендуем воспользоваться услугами опытных юристов компании “Юрведо”. Это поможет избежать проблем с оформлением жалобы и не пропустить процессуальные сроки для обжалования.

Источник: https://www.urvedo.ru/kassaciya-i-nadzor

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: