Внешняя Задолженность

Внешний долг России

Внешняя Задолженность

Российская Федерация относится к категории государств, являющихся одновременно и крупным мировым кредитором, и должником. Хотя до американского долга ей еще очень далеко. Разберем, что из себя представляет внешний долг России, каковы его состояние, структура, обслуживание.

Бюджетный кодекс РФ, или конкретнее — 6-я статья документа, определяет внешний российский долг как обязательства государства, возникающие в иностранной валюте.

Под внешним принято подразумевать общий внешнюю задолженность всех юридических лиц — резидентов РФ, то есть как государственных, так и бизнес-структур.

В то же время государственным внешним долгом России являются обязательства:

  • федеральных органов власти
  • субъектов федерации
  • Центрального банка РФ

Официальным источником сведений по текущему состоянию, структуре, истории, планам платежей по внешнему государственному долгу России является ЦБ РФ. Отдельную статью о функциях Центробанка смотрите здесь.

Актуальные показатели задолженности, а также предварительное значение на определенную дату публикуются в разделе «Статистика внешнего сектора» веб-ресурса ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/.

Пройдя по ссылке и скачав файл Excel, можно увидеть данные на актуальную дату. Справочная информация о внешнем госдолге России содержится также на сайте Минфина: https://www.minfin.

ru/ru/perfomance/public_debt/external. Однако она считается по другой методике и с данными ЦБ не совпадает.

Кроме того, ведомство выкладывает графики погашения внешнего госдолга РФ по видам долговых обязательств на годы вперед.

История госдолга России

Государственный долг РФ фактически образовался в 1991 году — сразу же после прекращения существования СССР, когда Россия как его преемница полностью взяла на себя обязательства Советского Союза. Отвалившиеся от центра бывшие союзные республики рассчитались за это отказом от своей доли в советских зарубежных активах. Данные по истории госдолга РФ ниже собраны из сообщений ЦБ и Минфина.

В 1990-е годы — период тяжелейшего экономического кризиса — Россия практически перестала погашать обязательства СССР и начала набирать новые долги. Соответственно, их объем рос и после 1998 года достиг тогдашнего локального максимума в 188 млрд USD. Часть денег при этом была заимствована из МВФ:

После достигнутого в 1998 году пика кризиса и прохождения дефолта российский внешний долг начал уменьшаться — в начале 2000-х благодаря росту нефтяных цен Россия оказалась в состоянии платить по счетом. К концу лета 2006 года после длительных переговоров Россия досрочно выплатила по кредитам Парижского клуба $22,5 млрд.

Следом началась новая фаза роста долга — выправление финансового положения в стране в 2000-е сделало доступными зарубежные кредиты. В результате, упав к 2002-му до 146 млрд. USD, внешний госдолг России снова вырос к 2008 году почти до 0,5 трлн USD.

Объемы российских внешних займов затормозились в том же 2008-м из-за мирового кризиса. Но всего через год показатель внешнего госдолга РФ опять продемонстрировал рост и продолжил свое восхождение.

В 2013 году были осуществлены выплаты по обязательствам СССР Чехии, Финляндии и Черногории общим объемом 3,65 млрд. USD. Однако на фоне общего внешнего долга эта сумма составила только 0.5%. 8 августа 2017 года Россия завершила расчеты с кредиторами Союза, уплатив $125,2 млн. Боснии и Герцеговине.

Новый (пока не превзойденный) максимум внешней задолженности России — свыше 700 млрд. USD — был отмечен летом 2014 года. После этого он стал быстро падать по причине западных санкций, наложенных на российское государства из-за присоединения Крыма и конфликта с Украиной. Западные финансовые институты были лишены возможности продолжать кредитование резидентов РФ.

Зимой 2014—2015 Россией были произведены пиковые выплаты  — более 100 миллиардов долларов за несколько месяцев. Это привело к валютному кризису в России и падению рубля, а также значительному сокращению золотовалютных резервов государства. За год действия моратория на кредитование объем внешнего долга РФ снизился почти на 200 миллиардов USD.

Может показаться удивительным, но актуальный госдолг РФ к ВВП составляет лишь 12.6% — только у четырех стран мира этот показатель ниже. У ТОП-10 мировых должников отношение более 100%, а у Японии и вовсе около 250%. По абсолютному значению бесспорным лидером являются США с показателем более 20 трлн. $.

Сравнение внешнего и внутреннего госдолга РФ

Вот так выглядит динамика внешнего долга России по сравнению с внутренним госдолгом:

Первая диаграмма построена по данным ЦБ, вторая по данным Минфина. Актуальное состояние внутреннего долга РФ: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal.

Поскольку внутренний долг на сайте Минфина измеряется в национальной валюте (рублях), то сравнение с внешней задолженностью в долларах при плавающем валютном курсе лучше делать на конец каждого года.

На конец 2017 года внешний долг больше внутреннего в 3.75 раза.

Разница в графиках очевидна — поскольку на внутренний госдолг санкций быть не может, то по нему в последние 10 лет наблюдался заметный рост — за период 2007-2017 годов внутренний долг РФ вырос в 8 раз.

Внешний долг — менее чем вдвое. Наиболее устойчивый период в обоих случаях был в 2000-2005 годы, когда нефтяные доходы покрывали все государственные нужды без необходимости внутренних и внешних займов.

Структура внешнего госдолга РФ

Внешний долг России включает:

  • собственно государственный долг РФ — обязательства федеральных властей;
  • внешний долг ЦБ РФ;
  • долг банковского сектора (коммерческих банков — частной и государственной собственности);
  • долг «прочих секторов» — российских компаний, организаций, предприятий.

Как видно, почти 95% внешнего долга занимают всего две составляющие: займы в еврооблигациях (72%) и гарантии РФ в иностранной валюте (22%).

Актуальный внешний долг России

По состоянию на 1 января 2018 внешний долг России составил $529,1 млрд. Актуальные данные внешнего долга РФ по кварталам можно также найти по ссылке https://ru.tradingeconomics.com/russia/external-debt. В Банке России изменение внешней задолженности объясняют двумя факторами:

По данным финансового мегарегулятора, внешняя задолженность российских банковских организаций снизилась до низшего уровня за всё последнее десятилетие.

Ранее в Минфине заявили, что на случай удара новых западных санкций по государственным облигациям РФ у правительства найдутся другие источники финансирования федерального бюджета.

Источник: https://investprofit.info/foreign-debt-russia/

Внешняя задолженность

Внешняя Задолженность

Внешняя задолженность – суммарный долг государства, выраженный в денежных единицах и процентам по их выплатам.

Создание цивилизованного финансового пространства является очень важным моментом для каждого государства, ставшего на путь рыночных отношений в полной их реализации. И если большинство стран капитализацию взаимоотношений прошли достаточно давно, то независимым странам, появившимся после развала социалистической империи, нужно было приобретать новый опыт в самые сжатые сроки.

Общие положения и законы рынка

Те схемы, которые изучались, обыгрывались и обкатывались в Европе в течение двухсот и более лет, нашим отечественным бизнесменам пришлось изучать и применять на деле буквально в считанные годы.

Например, опыт успешной торговли, использования всех видов ресурсов, первичное инвестирование было основой экономического процветания Англии, не имеющая аналогов по надежности и стабильности банковская система лежит в истоках благополучия Швейцарии, интенсификация всех уровней производственной базы горнодобывающей и металлургической промышленности Германии просто необходимы для успешного становления нашего отечественного рынка.

Не менее полезно применять теоретические разработки специалистов британской и американской классических школ финансового анализа и математических моделей для диагностики рыночных процессов, перспективного планирования и проектирования деятельности каждого отдельного субъекта предпринимательства и государства в целом. Весьма важным моментом для становления и достижения определенного стабильного уровня роста объемов современного рынка является необходимость апеллирования точными инструментами анализа финансового состояния тех или иных сегментов и отраслей.

Прежде всего, очень важно правильно оценивать, что такое внешняя задолженность и насколько важно соблюдать все принципы работы с этим значительным фактором воздействия на различные сферы жизни государства и общества в целом.

Чтобы определить, насколько важна эта статья государственного бюджета, нужно определить ее основные признаки:

• Внешней задолженностью принято называть суммы финансового обязательства страны перед иностранными кредиторами, которые могут быть различной формы собственности.

• Объемы и суммы внешнего долга подлежат обязательному погашению согласно с оговоренными на договорных началах сроками.

• Внешний долг является рычагом воздействия на развивающиеся страны, кредиторы имеют значительные возможности посредством этого финансового инструмента влиять на внутреннюю политику этих государств.

• Невыплаты кредиторской задолженности внешним кредиторам приводят к усугублению проблемы кризиса задолженностей.

• Нерешенные вопросы с выплатами по внешнему долгу приводят к дальнейшему снижению кредитных вливаний для поддержания местной экономики, то есть зарубежные денежные потоки истощаются.

• Как логическое продолжение этих процессов следует приостановка социальных государственных выплат, пенсий, пособий. Наиболее нуждающимся не предоставляются субсидии для оплаты коммунальных услуг, государственные и коммерческие предприятия не имеют возможности привлечения инвестиций и получения субвенций.

• Проблемы с погашением внешнего долга на фоне усугубляющихся кризисных явлений приводят к общественному, социальному и политическому напряжению внутри страны – должника.

• Растущий внешний долг, совершенно логически становится последствием масштабной внутренней задолженности, отсутствия сбалансированного рынка, низкого уровня производства, недостаточно развитой банковской структуры и слабого налогового законодательства.

Теория кризиса

Кризисные явления того или иного уровня присутствуют в экономической и финансовой жизни каждой страны. Не минуют они и развитые государства, но в этом случае кризисные явления значительно отличаются от аналогичных колебаний, происходящих там, где рыночная экономика нестабильна и в ней отсутствует четкая система.

1. Внешняя задолженность и ее возможный рост провоцирует государственную машину с солидным опытом мобилизовать резервы и найти пути выхода из ситуации.

В этом аспекте очень хорошим примером можно считать Швецию, Данию, Норвегию, где в свое время присутствовали некоторые трудности с долговыми обязательствами.

Благодаря взвешенному и точному подходу к этому вопросу сегодня это государства с качественно новыми рыночными отношениями, где капитализм приобрел совершенно новое направление – социальное.

2. Страны с недостаточно развитой экономикой и рынком при трудностях с выплатами по внешним долговым обязательствам выбирают более легкий, но опасный путь замораживания обслуживания долга. То есть, просто не платить иностранным кредиторам.

На первый взгляд это кажется пусть небольшой, но все же возможностью снизить уровень расходов, но, по мнению международных финансовых экспертов и политологов это банальный путь в никуда. В конечном итоге усугубление ситуации приводит к дефолту и кризисному падению национальной валюты.

Поэтому внешняя задолженность требует точного и неукоснительного соблюдения взятых договорных обязательств, а именно сроков и сумм погашения.

Как же появляются признаки кризиса и почему влияние на них внешней задолженности? Особенности кризисной задолженности обусловлены тем, что на первый взгляд, внешний долг обусловлен движениями ссудных массивов капитала, зарубежными кредитными средствами, которые выдаются промышленно и экономически развитыми странами в помощь молодым, только что создавшимся государствам. Фактически причины и их последствия намного более серьезные с глубокими корнями.

Внешняя задолженность и ее формирование охватывает все аспекты системы взаимоотношений хозяйственного обращения между партнерами, где участвуют движение и обновляемость капитала, оборот товаров и спектр услуг. На этом фоне теория влияния внешней задолженности принимает совершенно иные очертания политико-экономического характера.

Отсутствие выплат по внешнему долгу в данной концепции трактуется не просто как кризисные явления финансово-кредитного типа в отношениях развитых стран и молодых государствам. Это более глобальные обобщающие проявления кризиса всех сегментов системы хозяйственных отношений в мировом масштабе между партнерами.

На сегодняшний день долг зарубежным кредиторам можно считать оптимальным инструментом давления на молодые государства. Что в свою очередь создает действующую систему неравноправных отношений, при которой демократичный, корректный и приемлемый метод решения невозможен, причем даже в урезанном виде.

Поэтому проблема мирового уровня в отношении погашения взаимной внешней задолженности нуждается в коренном изменении данных отношений.

Крайне требуется их коренная перестройка на справедливых демократических основах, установление новых международных экономических порядков, так как сегодняшние давно и практически полностью изжили себя.

Наибольшие мировые кредиторы, а это Парижский, Лондонский и Токийский клубы как старшие партнеры могут помочь разработать стратегию и тактику создания и развития качественно новых отношений, где все участники имеют одинаковые права.

Например, суммы совокупного внешнего долга России эти трем столпам мирового кредитования на сегодняшний день составляют несколько десятков миллиардов долларов.

Но при системном обслуживании долга и проведении договорных траншей, отечественный бизнес пользуется значительными привилегиями. Особенно это касается инвестирования.

Несколько строк об истории

Явления проблемной внешней задолженности, а она в большинстве случаев и является серьезным осложнением межгосударственных отношений, были присущи практически всем историческим формациям.

Приоритет одних стран над другими можно назвать одним из основных принципов международной кредитной системы. А внешняя задолженность по своей сути и является наиболее крупной ресурсной зависимостью.

На протяжении нескольких тысяч лет человеческая цивилизация создавала мощные государства – империи и богатейшие торговые города – полисы, диктовавшие свои условия более мелким и слаборазвитым странам и племенным объединениям. Как известно, миром правят деньги.

Исторически сложилось так, что в различные периоды и у разных народов это были самые различные предметы. Слитки золота и серебра, меха, кожи, специи, пшеница и рис, поголовье скота, даже камни и руды, все материальные ценности активно использовались только с одной целью.

Цель была далека от улучшения товарооборота, улучшения жизни народа, других благородных стремлений.

Основной задачей было создание определенного финансового пресса на молодые общественно – социальные объединения, стремящиеся к созданию государственности и самостоятельности, который методично оказывал давление на все сферы жизни получателя так называемых благ.

Первоначально эта система выглядела именно таким образом, но постепенно реципиент все больше втягивался в прелести получения помощи от старшего, развитого экономически и в оборонном отношении, партнера.

Постепенно внешняя задолженность стремительно росла, приводя к полной и окончательной зависимости. Инструмент создания искусственного внешнего долга в историческом аспекте является наиболее надежным, практически бескровным оружием для покорения, использования территории и ресурсов интересующего кредитора административного образования.

Такая ситуация, когда образование внешней задолженности становится долговой ямой для всего народа, возникает как следствие еще одной зависимости. Государство реципиент привыкает к доступному и простому получению материальных благ. При этом его производительные силы, производственная база и общественная надстройка не развиваются.

При этом создается определенная группа людей, которые кровно заинтересованы привлечении из-за рубежа все больших объемов кредитных средств в любом из выражений. Это связано с тем, что данная группа, семья или клан, даже религиозная верхушка имеют возможность и доступ к распределению заемных средств, исключительно соблюдая собственный интерес.

Такая ситуация неоднократно повторялась в истории, характерна она для некоторых, особенно слабо развитых стран и в наши дни. В этом случае внешняя задолженность становится предметом лоббирования истинно государственных интересов и программ с единственной мотивацией, что нужно привлекать новые кредитные средства для погашения образовавшихся ранее долгов.

На начало нашего века объемы внешнего долга всех стран так называемого третьего мира, как называют развивающиеся молодые страны международные кредиторы, составил объем, превышающий два триллиона долларов. О каком развитии экономики, промышленности, науки, образования и социальных программах может идти речь в данной ситуации! При этом существует еще одна особенность.

Задолженность и ее обременительное воздействие определено не фактическими абсолютными объемами долга.

Здесь более важным является вопрос, сколько взято средств и сумма платежей по их погашению, отношение гашения к объемам валового национального продукта и экспорта.

На протяжении тысяч лет развития человечества, достижения им высот интеллектуального и культурного усовершенствования, в мире денег практически ничего не изменилось.

В последние годы значительно ухудшились условия зарубежного кредитования, молодые государства вынуждены ускорять темпы выплат и увеличивать суммы траншей.

При этом наблюдается резкое сокращение экспорта, ухудшение условий внешней торговли, рост масштаба неэквивалентности при обмене и усиление протекционистских действий при обсуждении условий внешней задолженности.

Решение всего комплекса проблем стоит в общей стабилизации социального и экономического развития, эффективности применения собственных ресурсов всех типов, рыночная трансформация и детенизация экономики.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9478-vneshnyaya-zadolzhennost

Методологический к расчету внешнего долга Российской Федерации

Внешняя Задолженность

Концептуальной и методологической основой статистики внешнего долга является совместный документ международных организаций «Статистика внешнего долга: руководство для составителей и пользователей», а также шестое издание «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» МВФ (далее — РПБ6).

Общие понятия статистики внешнего долга

В соответствии с международной методологией внешний долг на отчетную дату представляет собой непогашенную сумму текущих безусловных обязательств резидентов Российской Федерации перед нерезидентами в виде основного долга и начисленных на отчетную дату процентов, подлежащих погашению в будущем.

Понятие резидентной принадлежности в статистике внешнего долга соответствует РПБ6: институциональная единица является резидентом Российской Федерации, если экономическая территория Российской Федерации является центром ее преобладающего экономического интереса. Институциональные единицы объединяются в институциональные секторы.

Статистика внешнего долга охватывает все виды задолженности всех секторов экономики перед нерезидентами, независимо от того, в какой валюте номинирована эта задолженность, и формы ее погашения. В статистику внешнего долга также включаются данные о просроченной задолженности, которая учитывается вместе с тем финансовым инструментом, по которому она возникла.

Ключевой характеристикой долга является безусловное обязательство должника осуществить выплату основного долга и процентов, поэтому внешний долг не включает гарантии, открытые кредитные линии и прочие условные обязательства, а также инструменты участия в капитале.

Исключением являются привилегированные акции, принадлежащие нерезидентам, которые классифицируются в качестве компонента внешнего долга и включаются в долговые ценные бумаги. Позиции по производным финансовым инструментам не учитываются в данных по внешнему долгу.

Структура и характеристика внешнего долга

Данные о внешнем долге классифицируются следующим образом:

  • По институциональным секторам и подсекторам: органы государственного управления, в которых отдельно выделяются федеральные органы управления и субъекты Российской Федерации; центральный банк; банки; прочие секторы, которые подразделяются на другие финансовые организации (кроме банков), нефинансовые организации, домашние хозяйства и НКОДХ (некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства).

Существует также секторальная классификация данных о внешнем долге Российской Федерации с использованием понятия государственный сектор в расширенном определении.

В отличие от классификации на основе институциональных секторов, государственный сектор в расширенном определении включает внешнюю задолженность органов государственного управления, центрального банка и институциональных единиц банковского и прочих секторов, которые являются государственными корпорациями. К последним относятся банки и небанковские корпорации, в которых органы государственного управления и центральный банк напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Долговые обязательства перед нерезидентами остальных институциональных единиц, не подпадающих под это определение, классифицируются как внешний долг частного сектора.

  • По срокам погашения — краткосрочные обязательства (с первоначальным сроком погашения один год и менее или выплачиваемые по требованию) и долгосрочные (с первоначальным сроком погашения свыше одного года и срок погашения по которым отсутствует).
  • По видам долговых инструментов — долговые ценные бумаги, ссуды и займы, торговые кредиты, текущие счета и депозиты, прочие обязательства. Финансовый лизинг классифицируется как ссуды и в отдельных презентациях выделяется в самостоятельную позицию.
  • По валютам — внешний долг в национальной валюте и в иностранных валютах. Долг в национальной валюте определяется как долг, номинированный в национальной валюте. Остальной долг представляет собой долг в иностранной валюте.
  • По функциональным категориям — в некоторых презентациях в отдельную позицию выделяются данные о долговых обязательствах в рамках отношений прямого инвестирования, которые подразделяются на:
    • инвестиции прямого инвестора в долговые инструменты предприятия прямого инвестирования;
    • инвестиции предприятия прямого инвестирования в долговые инструменты прямого инвестора (обратное инвестирование);
    • инвестиции в долговые инструменты между сестринскими предприятиями.

Принципы учета и охват данных

Статистические данные о внешнем долге Российской Федерации формируются в долларах США. При расчете остатков иностранных обязательств на начало и конец отчетного периода, если они номинированы в других валютах, производится пересчет в доллары США с использованием курсов и кросс-курсов, установленных Банком России на эти даты.

Долговые обязательства резидентов оцениваются следующим образом.

      • Торгуемые долговые инструменты (эмиссионные ценные бумаги):
        • органов государственного управления — в сумме непогашенной части основного долга;
        • банков и прочих секторов — по рыночной стоимости.
      • Неторгуемые долговые инструменты:
        • органов государственного управления, центрального банка и банков — как сумма непогашенной части основного долга и начисленных процентов;
        • прочих секторов — как сумма непогашенной части основного долга.

Задолженность федеральных органов управления представлена двумя категориями: «Новый российский долг» и «Долг бывшего СССР».

Новый российский долг:

      • кредиты, привлеченные от международных финансовых организаций;
      • кредиты, привлеченные от правительств иностранных государств;
      • еврооблигации, выпущенные Правительством Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте и в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • облигации федерального займа, номинированные в российских рублях, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая задолженность по текущим операциям.

Долг бывшего СССР:

      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от стран — членов Парижского клуба кредиторов;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от официальных кредиторов из социалистических стран;
      • задолженность по кредитам, привлеченным СССР от прочих официальных кредиторов;
      • прочая задолженность СССР по клиринговым счетам, товарным кредитам, аккредитивам, по кредитам, привлеченным внешнеторговыми организациями.

Задолженность субъектов Российской Федерации:

      • задолженность по кредитам, привлеченным субъектами Российской Федерации из-за рубежа;
      • облигации, эмитированные на внутреннем и внешнем рынке субъектами Российской Федерации, находящиеся в собственности нерезидентов.

Задолженность центрального банка:

      • задолженность по кредитам, включая прямые РЕПО, заключенные Банком России с нерезидентами;
      • наличная национальная валюта;
      • депозиты, размещенные нерезидентами в Банке России; задолженность Российской Федерации перед Международным валютным фондом по распределенным СДР (специальные права заимствования).

Задолженность банков:

      • кредиты — средства, привлеченные банками от нерезидентов, не являющихся банками, по сделкам с ценными бумагами, переданными без прекращения признания (прямые РЕПО);
      • текущие счета и депозиты, размещенные в банках нерезидентами. В данную категорию включаются кредиты и иные заемные средства, привлеченные от банков-нерезидентов;
      • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные банками, находящиеся в собственности нерезидентов;
      • прочая кредиторская задолженность — задолженность по выплате дивидендов, задолженность, возникшая в результате уступки прав требования, прочая задолженность.

Задолженность прочих секторов:

    • кредиты и депозиты — задолженность по кредитам, привлеченным финансовыми организации (кроме банков), нефинансовыми организациями и домашними хозяйствами от нерезидентов, задолженность по прямым РЕПО, текущие счета и депозиты небанковских кредитных организаций, привлеченные от нерезидентов;
    • долговые ценные бумаги и привилегированные акции, эмитированные финансовыми организации (кроме банков) и нефинансовыми организациями, находящиеся в собственности нерезидентов;
    • торговые кредиты — кредиторская задолженность перед нерезидентами по операциям, связанным с поставками товаров и оказанием услуг;
    • задолженность по финансовому лизингу — задолженность по договорам аренды (лизинга) оборудования, полученного от нерезидентов, на срок более 1 года;
    • прочая задолженность — задолженность по выплате дивидендов; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров страхования с физическими и юридическими лицами — нерезидентами; обязательства страховых компаний, возникающие при заключении договоров перестрахования со страховыми организациями-нерезидентами; задолженность, возникшая в результате уступки прав требования нерезидентам; прочая кредиторская задолженность.

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 23.08.2019

Источник: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth-kom-debt/

Внешний и внутренний долг России

Внешняя Задолженность

Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.

Что это такое

Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.

Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:

  • Оплатить определенные расходы.
  • Восполнить дефицитный бюджет.

Чаще всего финансовые средства берут у следующих:

  • МВФ – Международного валютного фонда.
  • У других государств.
  • У различных мировых организаций.

По своей структуре он может состоять из:

  • Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
  • Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
  • Долгосрочных – срок в этом случае превышает 5 летний период.

Важно отметить, все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%.

Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому в преобладающем большинстве случаев правительство вынуждено увеличивать проценты.

Такая ситуация действует несколько успокаивающе на кредиторов. Для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще большие суммы.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП.

Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $.

Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства, которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Внутренний долг России включает в себя:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • Обязательства перед юридическими лицами. Причем выражается в национальной валюте.

Выражаются обязательства в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуска облигаций.
  • Долговых обязательств под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд руб.
  • 1998 г. – 490 млрд руб.
  • 2003 г. – 679 млрдруб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Что касается непосредственно внешнего долга России за период начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причемначиная годом ранее, он был как в иностранной валюте, так и в национальной.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растут с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верное решение.

Структура долга

Внутренний и внешний госдолг России представляют собой следующую структуру. Внутренний делится на:

  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Невыплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и нерыночными. Внешний разделяется на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних (не расположенных в государстве) кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Показатели по годам

Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.

Динамика

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным пониманием превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний день чистый долг.

Тем самым, экономика России является одной из наиболее интересных по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину.

Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это довольно хороший резерв для того, чтобы ускорить медленные темпы роста экономики.

Источник: https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/

Внешний долг России и других странах в 2020 году по данным МВФ

Внешняя Задолженность

Международный или внешний долг страны — это все обязательства государства перед другими странами, фондам и субъектами международного права.

В него входят задолженность по ценным бумагам, зарубежным кредитам, гарантии под займы, выданные национальным компаниям, а также обязательстве по внешнеторговым операциям бюджетных учреждений.

В мире практически не встречаются страны без внешнего долга и РФ не исключение.

Откуда появился внешний долг России, и какова его структура на сегодняшний день, расскажет Бробанк.

Как в РФ появился внешний долг

В 1991 году СССР распался, а Российской Федерации достался «по наследству» долг союзных республик. Такой жест был обоснован тем, что остальным республикам было предложено официально отказаться от своих долей в зарубежных активах Союза.

На тот момент обязательства иностранным государствам состояли из общей задолженности союза. Но с 1992 по 1998 год Россия ее увеличила, тем что взяла 8 кредитов у МВФ на общую сумму 22 млрд долл. США. Внешний долг продолжал расти, а после обвала в 1998 году он достиг в общей сложности 188 млрд долл.

С этого времени Россия понемногу стала выплачивать задолженность, и с 2000 года РФ ни разу не просила в МВФ новые транши. К 2005 году РФ погасила обязательства перед МВФ, а к 2006 году полностью рассчиталась с Парижским Клубом. Сумма государственного долга после этого составил 53 млрд долл., ровно столько, сколько державе осталось после развала Союза.

В рамках расчетов по долгам бывшего СССР Россия выплатила задолженность Уругваю, Чехии, Болгарии, а также Словении и ОАЭ на сумму 1,104 млрд долл. Финляндии и Черногории — еще на 3,65 млрд. долл.

КНР — 0,4 млрд швейцарских франков, а Кувейту — 1,72 млн долл. Последняя выплата прошла в 2017 году странам Боснии и Герцеговине в сумме 125 млн долл. Не все долги выплачивались деньгами.

Часть расчетов производили товарами, сырьем, технологиями или научными разработками.

К 2002 году РФ уже была должна 146 млрд долл. И зарубежные обязательства долгий период времени росли, вплоть до суммы в 0,5 трлн долл.

После экономического кризиса в 2008 году внешний долг страны перестал увеличиваться, но уже через год темпы возросли и к 2012 году сумма задолженности достигла докризисного размера.

Максимальную сумму долга Россия набрала к 2014 году, размер задолженности тогда превысил 0,7 трлн долл.

В связи с запретом предоставлять резидентам РФ кредиты сумма задолженности стала постепенно уменьшаться. С декабря 2014 года до весны 2015 Россия смогла выплатить 0,1 трлн долл.

Общий долг снизился, но в стране произошел валютный кризис и резко обрушился курс рубля. В период моратория на кредитование за рубежом Россия сумела снизить внешний долг на 0,2 трлн долл.

, но при этом снизились и золотовалютные запасы страны.

Как выплачивался долг СССР

План Российской Федерации был такой: страна берет на себя все долги СССР за отказ бывших союзных республик от заграничных активов. Предполагалось, что объем активов превысит долги СССР. Но расчет оказался неверным.

Некоторые развивающиеся страны должны были Российской Федерации около 150 млрд долл. на момент вступления РФ в 1997 году в Парижский Клуб. Но по уставу Клуба новая страна-участница была обязана списать должникам долги за поставку вооружения. А именно эта статья составляла до 80% от общего размера активов.

Кроме этого, Россию обязали списать задолженности всем бедным и развивающимся странам. По итоговым вычислениям оказалось, что другие страны должны России всего 8 млрд долларов. Что в общей структуре долга покрывало не больше 5% от общего размера задолженности СССР.

После таких изменений российская экономика оказалась не в состоянии выплачивать задолженность по указанному графику.

Парижский и Лондонский клубы предоставляли отсрочки по выплатам очередных сумм, а в 1992 году РФ предложили пакет помощи от Европы на 24 млрд долл. Однако из этой суммы Россия получила только 13,6 млрд.

Но кроме этого в пакет помощи входили и отсрочки по уплате задолженностей на сумму около 7 млрд долл. Поэтому почти 1/4 суммы фактически получена не была, а ушла на обслуживание текущих обязательств.

России удалось договориться с Парижским Клубом о предоставлении реструктуризации на 10 лет с пятилетним льготным периодом. По итогам соглашения Россия должна была выплатить 45% общей задолженности до 2020 года, а оставшиеся 55% — до 2115 года. Это при условии, что выплаты начнутся сразу после окончания льготного периода.

Лондонский Клуб также реструктуризировал выплаты долга. Льготный период по задолженности составлял 6 лет. Россия отдавала долги СССР некоторым странам не только деньгами, но и строительными, высокотехнологичными товарами и другими активами. К 2007 году РФ выплатила основную часть задолженности перед Парижским клубом.

В 2017 году Россия вернула последнюю задолженность Советского Союза. Министерство финансов перечислило Боснии и Герцеговине 125 млн долл. за товары, которые Югославия давала еще Советскому Союзу. Этот платеж был совершен 8 августа 2017 года. РФ потребовалось 26 лет, чтобы закрыть «унаследованный» долг.

Внешняя задолженность РФ в 2019 году

С 2014 года чистый долг России снизился до отрицательных показателей. Со второй половины 2019 года задолженность Российской Федерации полностью покрылась ликвидными активами расширенного правительства. Это означает, что если бы стране пришлось немедленно выплатить всю сумму долга, она сделала бы это только за счет депозитов государственных органов в ЦБ и коммерческих организациях.

В период с 2014 по 2019 год Россия соблюдала строгую дисциплину в макроэкономике. Но у такого подхода есть и отрицательная сторона — возникает недостаток внутренних стимулов для улучшения экономического состояния страны.

Список финансовых активов превосходил в конце августа 2019 года задолженность РФ. По данным РБК наблюдались такие показатели:

Источник: https://brobank.ru/vneshnij-dolg-rossii/

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: