- Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения
- Статья 24. Основные принципы социального партнерства
- Статья 25. Стороны социального партнерства
- Статья 26. Уровни социального партнерства
- Статья 27. Формы социального партнерства
- Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
- Социальное партнерство в сфере труда
- Понятие социального партнерства
- Формы социального партнерства
- Основные принципы социального партнерства
- Уровни социального партнерства
- Органы социального партнерства
- Социальное партнерство: коротко о главном — Статьи газеты «Солидарность»
- Выводы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
- Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
- Принципы социального партнёрства
- Уровни, формы и органы социального партнерства
- Формы социального партнерства
- Понятие формы социального партнерства
- Коллективные формы социального партнерства
- В каких формах осуществляется социальное партнерство
Трудовой кодекс РФ. Глава 3. Социальное партнерство в сфере труда. Общие положения
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.
Статья 24. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Статья 25. Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
(часть вторая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 26. Уровни социального партнерства
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Социальное партнерство осуществляется на:
федеральном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
межрегиональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;
региональном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;
отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.
Статья 27. Формы социального партнерства
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Статья 28. Особенности применения норм настоящего раздела
Особенности применения норм настоящего раздела к государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, работникам военных и военизированных органов и организаций, органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Источник: https://www.SuperJob.ru/trudovoj-kodeks/03-obschie-polozheniya.html
Социальное партнерство в сфере труда
]]>]]>
Социальное партнерство, определенное действующим законодательством, явилось новым методом современного правового регулирования труда и действенным инструментом грамотного координирования зачастую полярно противоположных интересов персонала и работодателя. Узнаем подробнее, как трактует ТК РФ этот метод, как он проявляется в реальной жизни компании и на каких положениях основывается.
Понятие социального партнерства
Ст. 23 ТК РФ так определяет этот далеко не всегда понятный термин:
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между сотрудниками, работодателями, органами федеральной власти и структурами местного самоуправления.
Подобная система разработана в целях достижения согласовывания и соблюдения баланса интересов двух сторон (персонала и работодателя) в сфере регулировки трудовых и всех взаимодействующих с ними отношений. Партнерами могут быть и представители обеих сторон.
В частности, интересы персонала зачастую делегируются профсоюзным организациям.
Структуры федеральной и региональной властей могут стать стороной в партнерстве лишь в исключительных случаях. К примеру, только тогда, когда выступают в качестве работодателя.
Формы социального партнерства
Проявляется социальное партнерство в разных формах.
К примеру, все изменения или предложения, выдвигаемые администрацией компании и касающиеся производственно-трудовых вопросов фирмы, обязательно обсуждаются коллективно, с непосредственным участием персонала, принимаются (или дорабатываются) и находят отражение в колдоговорах, отраслевых соглашениях и других внутренних локальных актах, регламентирующих работу предприятия и одновременно гарантирующих работникам выполнение их трудовых прав.
Итак, социальное партнерство осуществляется в форме:
- Двухстороннего консультирования (персонал – администрация) по координированию сферы труда, обеспечению гарантий прав персонала в рамках ТК РФ;
- Совместных (коллективных) переговоров по работе над проектами колдоговоров и соглашений, а также заключению подобных актов;
- Участия персонала или его представителей (профсоюзов) в управлении фирмой;
- Разрешения возникающих споров с участием обеих сторон – работодателей и персонала.
Основные принципы социального партнерства
Система социального партнерства основывается на принципах, перечисленных в ст. 24 ТК РФ. К ним относят:
- Неукоснительное соблюдение законодательных норм и НПА, регламентирующих трудовую сферу;
- Документированная полномочность сторон;
- Взаимоуважение интересов сторон;
- Равноправность сторон в инициации проведения переговоров и подписании соглашений;
- Заинтересованность всех сторон;
- Свободный выбор в рассмотрении условий, означенных в колдоговорах и соглашениях, т. е. запрет на любое вторжение, лимитирующее права сторон, в частности, персонала;
- Добровольность в возложении обязательств, т. е. каждая сторона соглашается на предложенные условия на добровольной основе, без давления извне. Кстати, сторона вправе не принимать неприемлемое для себя обязательство, которое предлагает вторая сторона;
- Реальность (т. е. возможность выполнения) принимаемых обязательств;
- Контролирование выполнения условий колдоговоров;
- Обязательность исполнения принятых условий соглашений;
- Ответственность за их неисполнение.
Уровни социального партнерства
Различают 6 уровней социально-партнерских отношений – от установления баланса интересов в отдельном предприятии до координации трудовой сферы в стране. В них входят уровни:
- Локальный, устанавливающий обязательства персонала и администрации определенной компании;
- Территориальный, регулирующий сферу труда в муниципалитетах;
- Отраслевой, координирующий вопросы труда в отраслях;
- Региональный, определяемый согласовывание интересов трудовой сферы в регионах РФ;
- Федеральный, т. е. регулирующий трудовые вопросы по РФ в целом.
Органы социального партнерства
Социально-трудовая сфера – понятие намного более обширное, чем только вопросы труда. В этот комплекс входят еще темы соцобеспечения и быта, ведь любой внутрифирменный коллективный договор включает целый раздел, посвященный социально-бытовым вопросам.
Эффективность социально-партнерских отношений регулируется специальными органами – комиссиями, создающимися по решению сторон на каждом из перечисленных уровней и состоящими из полномочных представителей.
На федеральном уровне в рамках действующих законов постоянно работает Российская 3-сторонняя комиссия по регулированию социальных и трудовых отношений.
В ее составе — представители общероссийских профсоюзных объединений, союзов работодателей, Правительства страны.
Придерживаясь тех же принципов и опираясь на законодательную базу, подобные комиссии создаются и действуют на всех уровнях социального партнерства в сфере труда.
Источник: https://spmag.ru/articles/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda
Социальное партнерство: коротко о главном — Статьи газеты «Солидарность»
“Солидарность” представляет заключительную часть из цикла статей заместителя главы департамента социально-трудовых отношений ФНПР Елены Косаковской, посвященных защите прав трудящихся.
Окончание. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2018;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 38, 41, 44, 2019
Выводы
1. Государство признает важность оптимального согласования интересов работников, работодателей и государства, а также необходимость правового регулирования социального партнерства, коллективных переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, что установлено как одни из основных задач трудового законодательства.
2. Государство обязуется содействовать укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе, которая есть один из основных принципов соцпартнерства.
3. Соцпартнерство представляет собой систему взаимоотношений между представителями работников и работодателей с целью согласовать интересы сторон по вопросам регулирования трудовых, социальных и экономических отношений, затрагивающих интересы работников.
4. В систему соцпартнерства в РФ входят комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также колдоговоры и заключаемые на всех уровнях соглашения.
5. Соцпартнерство может быть эффективным, если содержание колдоговоров и соглашений улучшает положение работников по сравнению с их правами, гарантиями и компенсациями, установленными в ТК РФ, других ФЗ и иных НПА в сфере труда.
6. В числе основных форм социального партнерства признаются:
— коллективные переговоры по подготовке и заключению колдоговоров, соглашений;
— взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с трудовыми отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и иных НПА, содержащих нормы трудового права;
— участие работников, их представителей в управлении организацией, в том числе: учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, колдоговором, соглашениями; консультации представительного органа работников с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и принятии колдоговоров.
7. Формы социального партнерства и формы защиты прав работников в рамках соцпартнерства идентичны и представляют собой различные переговоры представителей работников с работодателями (их представителями). Цель — выработка определенных договоренностей и их закрепление, как правило, в колдоговорах и соглашениях.
8. Социальное партнерство как особая система взаимоотношений работников и работодателей (их представителей) является не только способом защиты прав, но и возможностью предотвращать нарушение прав работников, а также способом реализации их интересов для улучшения положения работников по сравнению с тем, что заложено в трудовом законодательстве и иных НПА в сфере труда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работник может защищать свои права и законные интересы в сфере труда различными способами: самостоятельно, отказавшись от выполнения работы; обратиться в государственную инспекцию труда или в суд.
Также работник может реализовать конституционное право на объединение в профсоюзы для защиты своих прав и интересов.
Трудовое законодательство, включая ФЗ от 12.01.1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”, наделяет профсоюзы широким спектром прав и полномочий.
Объединение в профсоюзы позволяет работникам использовать еще один инструмент для защиты своих прав и интересов — социальное партнерство.
Соцпартнерство предусматривает использование различных форм переговоров и консультаций с работодателем для выработки согласованных решений с целью дальнейшей их реализации через колдоговоры и соглашения.
В ТК РФ предусмотрено свыше ста случаев установления в колдоговорах или соглашениях дополнительных прав работников.
Защита прав работников профсоюзами в рамках соцпартнерства в сфере труда позволяет предотвратить нарушение этих прав, избежать обращения работников в госинспекцию труда, прокуратуру, суд, а также избежать индивидуальных и коллективных трудовых споров. А кроме того — позволяет снизить социальную напряженность в организации, сократить издержки на штрафах и судах, мотивировать работников к более высокой отдаче в труде.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zaschita-prav-rabotnikov-41.html
Социальное партнёрство в сфере труда – сущность, особенности, принципы
— Организация бизнеса — Кадры — Социальное партнерство
Понятие социального партнерства в сфере труда, его формы и принципы являются основополагающими для формирования всех трудовых взаимоотношений.
Социальное партнерство – это система взаимоотношений между потребителем трудовой функции в виде работодателя и непосредственным её исполнителем в виде сотрудника, которые и являются основными сторонами взаимоотношений, несущими ответственность друг перед другом.
Третью сторону социального партнерства представляют отдельные независимые органы и государство, обеспечивающие защиту интересов каждого из участников этих отношений.
Социальное партнерство – общие принципы и законодательное регулирование
Понятие соцпартнерства зародилось в начале 20-го века, когда развитие общества и экономики стало свидетельствовать о необходимости защиты интересов всех сторон трудовых взаимоотношений, а не только непосредственных работодателей и предпринимателей. Институты такового партнерства стали развиваться с появлением первых профсоюзов рабочих и впоследствии нашли применение во многих мировых государствах. Понятие соцпартнерства сейчас определяется следующим образом:
Социальное партнерство – это система взаимоотношений всех сторон трудовой деятельности, включающая работодателей, трудящихся и государство. Главной целью его является обеспечение трудящихся определенными гарантиями.
Не все мировые государства используют соцпартнёрство в качестве основополагающих принципов реализации трудовых взаимоотношений в полной мере.
Однако, даже США, где вопрос трудовых взаимоотношений решается в преимущественно политической сфере, реализует большинство практических принципов соцпартнерства, так как государство регулирует сферу труда в любом случае.
Фактически же в качестве юридической базы соцпартнерства в мире выступило создание Международной организации труда – МОТ, в основе которой и были документально заложены принципы трехстороннего участия в труде государства, сотрудников и работодателей.
Данный принцип называется трипартизмом. Социальное партнерство в сфере труда базируется на ряде международных документов, к которым можно отнести следующие рекомендации и конвенции МОТ:
- Конвенция №98, принятая в 1949 году.
- Рек. №91 от 1952 г.
- Рек. №94 от 1952 г.
- Рек. №113 от 1960 г.
- Рек. №149 от 1975 г.
- Рек. №152 от 1976 г.
- Рек. №151 от 1978 г.
- Рек. №159 от 1978 г.
- Конвенция №154 от 1981 г.
- Рек. №163 от 1981 г.
Вышеозначенные документы в полной мере приняты и ратифицированы РФ, и именно на основании международного законодательства было сформировано российское национальное трудовое законодательство. Так, следует первоочередно обратить внимание на Указ Президента РСФСР №212 от 15.11.1991.
Данный указ Президента, хоть на текущий момент и утратил свою юридическую силу, но заложил основные современные принципы соцпартнерства на территории России.
На текущий момент правовое регулирование данного аспекта трудовых взаимоотношений обеспечивается преимущественно нормативными положениями Трудового кодекса, к которым можно отнести:
- Раздел II в целом. данного раздела так или иначе, но посвящены непосредственно соцпартнёрству в России. Далее будут рассмотрены ключевые документы данного раздела.
- Ст.23. Данная статья предоставляет определение термина «социальное партнерство» в качестве системы взаимоотношений работодателей, сотрудников, органов власти и местного самоуправления.
- Ст.24. В означенной статье устанавливаются основополагающие принципы партнёрства.
- Ст.25. Её положения определяют стороны социального партнёрства.
- Ст.26. В означенной статье регулируются уровни социального партнёрства.
- Ст.27. В ней регламентируются возможные формы социального партнёрства.
- Ст.35. Она устанавливает органы социального партнёрства.
- Ст.54. Её нормативами регулируется ответственность сторон социального партнёрства за уклонение от необходимых мероприятий.
- Ст.55. Данной статьей регламентируется ответственность сторон соцпартнёрства за нарушение действующих его принципов.
Соцпартнёрство является, в первую очередь, базовым теоретическим термином, характеризующим трудовые взаимоотношения, а не каким-либо обособленным видом взаимоотношений.
Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Уровни, формы и органы социального партнерства
Соцпартнёрство в России имеет несколько уровней, на которых обеспечивается как реализация его принципов, так и непосредственное правовое регулирование трудовых взаимоотношений. При этом для нижестоящих уровней является обязательным соблюдение всех вышестоящих нормативов. К уровням социального партнёрства относят:
- Федеральный. Это – нормативы и правовые принципы, действующие на всей территории РФ.
- Межрегиональный. Этот уровень соцпартнёрства предполагает участие в формировании взаимоотношений нескольких субъектов РФ.
- Региональный. На данном уровне решения принимаются и влияют в рамках одного субъекта федерации.
- Отраслевой. Этот уровень является обособленным и регламентирует взаимоотношения в отдельных отраслях, в том числе на территории всех субъектов РФ.
- Территориальный. Данным уровнем регулируются взаимоотношения в пределах одного муниципального образования.
- Локальный. На предприятиях и отдельных субъектах хозяйствования также могут действовать свои принципы соцпартнерства, при условии соблюдения всех требований, регламентированных на вышестоящих уровнях.
Практическая же реализация принципов соцпартнерства имеет следующие формы:
- Коллективные переговоры. Стороны соцпартнёрства могут вести переговоры относительно оформления соглашений и коллективных договоров.
- Взаимные консультации. В рамках соцпартнёрства могут обсуждаться сами трудовые взаимоотношения, гарантии, получаемые сторонами, а также возможные изменения в механизмы регулирования труда, в том числе и законодательные.
- Участие трудящихся в управлении. Сотрудники имеют возможность получать определенную административную власть в рамках организации.
- Участие представителей сторон в спорах. Трудовые споры могут разрешаться в соцпартнерстве при участии непосредственных сторон трудовых взаимоотношений.
Важнейшим из практических инструментов, благодаря которым реализуется соцпартнёрство, является коллективный договор.
Основными же органами социального партнёрства в Российской Федерации всегда выступают комиссии по регулированию социально-трудовых взаимоотношений, которые также могут формироваться на различных вышеозначенных уровнях. (10 голос., 4,60 из 5)
Загрузка…
Источник: https://sovetkadrovika.ru/organizaciya-biznesa/sotsialnoe-partnerstvo.html
Формы социального партнерства
Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Формы социального партнерства
Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Система социального партнерства необходима в первую очередь для регулирования отношений в сфере труда.
Существуют и различные уровни, на которых регулирование трудовых отношений происходит по-разному.
Дело в том, что все стороны этих взаимоотношений, включая государство, должны следить, чтобы права и интересы друг друга были соблюдены. Поэтому существуют основные формы социального партнерства.
Понятие формы социального партнерства
Взаимоотношения в сфере труда всегда регулируются законодательством. При этом законодатель строго следит за тем, чтобы у обеих сторон, то есть у работников и работодателя не было никаких незаконных ограничений в правах. Социальное партнерство предполагает определенную взаимосвязь между тремя субъектами – работником, работодателем и государством в сфере трудовых отношений.
Для этого была разработана система, позволяющая им взаимодействовать между собой для достижения определенных целей. И делать это они могут в различных формах, указанных в законодательстве.
Существуют в этой системе и свои правовые принципы и функции, которые дают определяющую характеристику понятию социального партнерства.
Основные формы социального партнерства – коллективные переговоры, а также непосредственное участие работников в делах предприятия.
Коллективные формы социального партнерства
В сфере труда чаще всего можно встретить такую форму социального партнерства, как коллективные переговоры. В законодательстве РФ понятие коллективных переговоров содержится исключительно в Конвенции MOT № 154.
Согласно этому нормативному акту, коллективные переговоры – это отношения, основанные на обмене мнениями представителей работников и работодателя.
В результате диалога, происходящего между сторонами, осуществляется разработка проекта особого соглашения.
Инициатива начать ведение коллективных переговоров может принадлежать любой из сторон. Вторая сторона, в свою очередь, должна получить соответствующе уведомление о том, что будут проведены коллективные переговоры. У представителей второй стороны есть неделя, чтобы внести свои предложения по поводу проведения этого мероприятия.
В случае, когда не предприятии действует сразу несколько профсоюзных организаций, то их задачей является создание единого представительного органа.
Предметом таких собраний всегда являются трудовые отношения, вернее, их регулирование в отдельно взятой организации.
Система социального партнерства позволяет участникам самостоятельно заниматься решением этого вопроса, однако они должны придерживаться норм законодательства. Поэтому основная задача сторон – это учет общих прав и интересов.
Для этого и заключается коллективный договор. Срок действия такого документа не должен превышать трех лет, но его можно продлить.
В каких формах осуществляется социальное партнерство
Помимо коллективных переговоров, к формам социального партнерства также относится участие сотрудников в управлении предприятием и участие их представителей для разрешения споров в сфере труда.
Работники действительно могут управлять организацией, делая это самостоятельно или с помощью своих представителей.
Но эта возможность обязательно должна быть закреплена в уставе предприятия, коллективном договоре и т. д.
Участие работников в управлении также имеет свои формы осуществления. Основными являются:
- предоставление мнения по вопросам, указанным в нормативных документах;
- проведение консультаций, касающихся принятия в организации локальных нормативных актов;
- право получать информацию, которая касается интересов работников;
- обсуждать вопросы об организации труда с работодателем;
- разрабатывать и принимать коллективные договора.
Есть свои полномочия и у представителей работников. Они имеют право на получение всей важной информации, касающейся:
- ликвидации или реорганизации предприятия;
- различных технологических изменений, из-за которых изменятся и условия труда;
- повышения квалификации и профподготовки работников.
Что касается участия представителей в решении трудовых споров, то это также является одной из форм социального партнерства.
Ранее нормы трудового законодательства указывали на то, что решение спорных ситуаций представителями осуществляется исключительно в досудебном порядке.
Сейчас Трудовой кодекс этой нормы не содержит, но, тем не менее, именно на досудебной стадии такое разрешение возможно. Если же стороны участвуют в судебном процессе, то этот факт не может быть частью социально-партнерских отношений.
Понятие индивидуального трудового спора определяет трудовое законодательство. Это разногласия, которые возникают между сотрудником и работодателем, которые не смогли решить их с помощью переговоров. Поэтому для их решения требуется вмешательство третьих лиц.
Но стороны, обратившись в комиссию, должны доказать, что не смогли договориться самостоятельно, хотя переговоры не являются обязательными.
Законодатель установил и общий порядок, согласно которому представители работников и работодателей могут принимать участие в разрешении споров. В первую очередь, формируется специальная комиссия. При этом работодатель своих представителей назначает, а работники проводят соответствующее собрание.
Недостаток этой формы социального партнерства заключается в том, что законодатель не указал, что членов комиссии от каждой стороны должно быть одинаковое количество. А так как решение спорных ситуаций происходит с помощью тайного ания, то результаты могут быть неоднозначными. Тем не менее, такой способ разрешения конфликтов является достаточно популярным.
Источник: https://advokat-malov.ru/socialnoe-partnerstvo-v-sfere-truda/formy-socialnogo-partnerstva.html