Воровство в дошкольном возрасте

Содержание
  1. Что делать, если ребенок ворует?
  2. Почему дети воруют?
  3. Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок ворует
  4. Ребенок ворует. Советы родителям дошкольников — Психологос
  5. Малыши
  6. Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?
  7. Что делать, если дошкольник берет дома деньги?
  8. Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только
  9. В 2-3 года
  10. В 4-7 лет
  11. В 8-11 лет
  12. В 12-15 лет
  13. Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?
  14. Виды и причины детского воровства
  15. Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:
  16. Что делать, если ребёнок ворует и врёт?
  17. Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?
  18. Детское воровство: Причины детского воровства
  19. Взял поиграть
  20. Причины детского воровства
  21. Преступление и наказание
  22. Детское воровство: Запреты
  23. Как помочь
  24. 1. Кража из лучших побуждений
  25. 2. Очень хочется, не устоять
  26. 3. Необходимость обладать знаковой вещью
  27. 4. Стресс и потеря самоконтроля
  28. 5. Подражая друзьям
  29. 5. Кража как месть
  30. Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?
  31. 1. Не угрожать!
  32. 2. Без ярлыков
  33. З. Без сравнений!
  34. 4. Не при свидетелях
  35. 5. Кто старое помянет..
  36. 1. Объяснить
  37. 2. Поддержать
  38. 3. Выяснить причины воровства
  39. 4. Исправить
  40. Заключение

Что делать, если ребенок ворует?

Воровство в дошкольном возрасте

13.07.2020 12:00

Яна Русая

К сожалению, проблема детского воровства не теряет актуальности.

Малыши, младшие школьники, подростки – в любом возрасте у ребенка может возникнуть намерение присвоить себе чужую вещь.

Причем, если раньше в обществе было распространено заблуждение, что к кражам склонны, в основном, дети из неблагополучных семей, то в настоящее время пришло понимание, что воровство – это не столько признак необеспеченности, сколько сигнал об ошибках, которые допускают взрослые в процессе воспитания.

Как правило, родители, узнав о том, что их ребенок украл что-то, приходят в состояние крайней растерянности. Им сложно принять мысль о том, что у них – честных и правильных людей – в доме поселился малолетний преступник.

Иногда они начинают обвинять друг друга в неспособности воспитать «нормального» ребенка, и скандал в семье выходит далеко за рамки детского проступка, что приводит к еще большему непониманию ситуации. Подробнее об этом рассказывает эксперт сетевого издания «БелНовости» Татьяна Иоану.

Почему дети воруют?

1. Кражи примерно до пяти лет не являются воровством в буквальном смысле. Скорее, проблема заключается в том, что границы дозволенного еще не определены. Да, конечно, ребенок уже знает к этому возрасту, что на детской площадке или в гостях не все игрушки принадлежат ему. Но малыш еще не имеет четкого представления, где «чужое», а где «мое».

Желание забрать чужую вещь – это, прежде всего, сиюминутный порыв: «Мне нравится эта игрушка и я хочу получить ее немедленно».
2. Младший возраст (7-11 лет) – более сложная пора. В этот период проявляются первые результаты дошкольного воспитания. От того, насколько ребенок усвоил правильное отношение к чужим вещам зависит и то, будет ли он их брать без спроса.

Основные причины воровства в этом возрасте:

  • родители не смогли объяснить ребенку, что нельзя без разрешения присваивать вещи других людей, что это называется «воровство», и что, как минимум, никто не захочет дружить с вором;
  • адаптация в школьном коллективе это не просто усвоение новых правил, дети постоянно испытывают и провоцируют друг друга, у них пользуются популярностью игры «на слабо», когда, чтобы доказать свою «крутость», нужно украсть что-либо в классе или в магазине. Для ребенка это как бы не воровство в прямом смысле, а проверка «на вшивость»;
  • отсутствие карманных денег. При том, что у ребенка нет ясного и правильного понимания, почему родители не выдают деньги на мелкие расходы – также распространенный повод залезть в чужой кошелек.

3. Постепенно в возрасте от 12 до 17 лет на первый план выходит потребность в самоутверждении и здесь роль коллектива возрастает многократно.

«Свой» или «чужой» определяется тем, насколько успешен подросток в кругу сверстников.

Признаки не только внешнего, но и материального благополучия главным образом влияют на то, какое место в компании занимает подросток, и занимает ли он его вообще.

Дети идут на воровство, чтобы быть как все, не хуже других. Чувство ущербности при сравнении себя с ровесниками, зависть, желание доказать свою значимость, даже нечестным путем, могут толкнуть на совершение кражи.

Иногда авторитетом для подростка становятся явно отрицательные персонажи в значимом кругу общения и для того, чтобы заслужить одобрение, подросток может пойти на преступление.

Также мотивами для совершения ребенком кражи могут послужить:

  • школьные издевательства, шантаж, угрозы: ребенок иногда готов на многое, чтобы вымогатели оставили его в покое;
  • воровство из личных побуждений, например, сильное желание сделать подарок родителям, но отсутствие возможности просто купить его;
  • месть тоже может спровоцировать детей на кражу – как компенсация за причиненные страдания. Объектом мести выступает именно обидчик.

Рекомендации родителям, как вести себя, если ваш ребенок ворует

  • Никогда не отчитывайте ребенка при посторонних;
  • Принимайте во внимание возраст ребенка. Если вашему малышу три года, нет смысла проводить с ним часовые беседы. Уточните, у кого он взял игрушку или вещь, может быть, он поменялся с кем-то, что часто встречается. Объясните, почему вещь необходимо вернуть, дайте понять, как расстроен другой малыш из-за того, что его игрушка пропала;
  • С детьми постарше разговор должен строиться таким образом, чтобы не запугать и унизить ребенка, а чтобы как можно более полно донести до него неприемлемость совершенного проступка. Не стоит угрожать ребенку полицией и тюрьмой, в ярких красках расписывая его мрачное будущее. Для того, чтобы устранить причину, толкнувшую ребенка на воровство, важно понимать мотивы совершения кражи;
  • Объясните, что украденное придется так или иначе возместить. Дети должны осознавать ответственность за то, что они делают. Украл деньги и потратил их на сладости? Ну что ж, лимит на вкусности в этом месяце исчерпан;
  • Не навешивайте на своего ребенка ярлыки вроде «Ты – преступник! Разве я мог подумать, что вырастил плохого человека!» Не сравнивайте его с другими знакомыми вам хорошими и замечательными детьми. Подобные высказывания отдаляют вас друг от друга. Помните, как родитель вы – тот самый единственный в мире человек, к которому ребенок всегда может прийти за помощью, а не за осуждением;
  • Если вам сложно самому разобраться в ситуации и справиться с эмоциями, обратитесь за помощью к психологам и педагогам. Не оставляйте без внимания случаи регулярного воровства.

Pixabay

Источник: https://www.belnovosti.by/deti/chto-delat-esli-rebenok-voruet

Ребенок ворует. Советы родителям дошкольников — Психологос

Воровство в дошкольном возрасте

Специалисты, работающие с детьми, знают: практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое. При этом подавляющее большинство взрослых реагирует на случаи детского воровства очень остро. Растерянность («Как это могло произойти с моим ребенком?»), паника («Что подумают окружающие?», «Я плохой воспитатель…»), желание «наказать так, чтоб неповадно было».

Важно, как мы отнесемся к ситуации, если это произошло с ребенком в первый раз (или мы заметили это в первый раз). Конечно, наша реакция будет зависеть и от возраста ребенка.

Малыши

Как правило, родители понимают: если такое случилось с ребенком, которому не исполнилось еще и четырех лет, его поступок трудно назвать настоящей кражей. Малыш еще не в состоянии различать «моя вещь» — «не моя».

Ребенок постарше (четыре — шесть лет) способен усвоить границы собственности.

Но ему пока трудно сдерживать свою естественную импульсивность: захотелось, знаю, что не мое, все равно взял, причем цена вещи при этом для него роли не играет.

Взрослые обычно бывают очень шокированы произошедшим, если взятая вещь дорогая, и гораздо менее остро реагируют, если это какая-нибудь мелочь — пластмассовая игрушка, например.

Уважаемые взрослые, будьте последовательны: или поднимайте шум по поводу пластмассовой игрушки, если вас волнует собственно кража, или с пониманием отнеситесь к краже дорогой вещи — если понимаете, что это еще не кража, а просто импульсивное поведение маленького ребенка.

Как себя вести с дошкольником, если он принес в дом чужую вещь?

Самое главное — отнеситесь к этому спокойно: все бывает. Если вы удивляетесь нелогичности поступков дошколят «Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?», то вы сами от этих дошколят мало чем отличаетесь.

Они не думают, когда берут чужое, а вы не думаете, когда на них сердитесь за это. И то, и другое — простые автоматизмы. Если поумнеете вы, вы не будете сердиться и удивляться: вместо этого вы будете думать, что здесь можно сделать.

Сначала попробуйте разобраться, что же на самом деле произошло. Очень может быть, что не произошло ничего: например, малыш просто поменялся с другим ребенком.

Если же игрушка эта из детского сада или из кабинета детского врача, то стандартный вариант — без всякого ругания нужно придти вместе с ребенком туда, где он взял эту игрушку, чтобы он там открыто игрушку вернул и попросил прощения, что сделал это без спроса.

Прекрасно, если ребенок поймет, что если попросить, то эту игрушку ему иногда могут и подарить.

Немного другой случай, если выяснилось, что игрушка или вещь — собственность другого ребенка. Тут важно разобраться в нюансах ситуации. Например, принесена ли эта вещь в дом открыто и ребенок сам рассказал о ней? Или вы нашли ее спрятанной среди домашних игрушек? Какие отношения сложились у него с хозяином вещи? Испытывает ли он чувство вины, когда вещь обнаружена?

Если ребенок не стыдится и не жалеет о своем поступке, нужно высказаться строго и однозначно: вы осуждаете произошедшее, вещь нужно вернуть прилюдно, чтобы он сделал это лично, как бы ни было это неприятно. Да, это неприятно, но в нашей семье так не поступают, это плохой поступок.

Если же малыш понимает свою вину, акцент перенесите на переживания владельца вещи: как ему плохо, и помогите своему ребенку вернуть вещь или игрушку без излишних унижений: лучше сделать это наедине с хозяином вещи. Хорошо, если вы подскажете сделать компенсацию, а именно ребенок может предложить какую-то из своих игрушек насовсем или на время.

Что делать, если дошкольник берет дома деньги?

Снова, как обычно — вначале нужно выяснить, зачем они ему понадобились. Возможно, он покупает на них какие-то мелочи или сладости и раздает другим детям.

Причина — желание привлечь симпатии сверстников, купить их расположение. Объясните ему, что этот способ приобрести друзей — вовсе не самый надежный.

Если вы понимаете, что ребенок действительно испытывает проблемы в установлении контактов, помогите ему — организуйте дома детский праздник и т. д.

Другой вариант: ребенок может отдавать взятые дома деньги во дворе детям постарше — по наивности или под угрозами. Это уже вымогательство, и его следует решительно пресекать. Ребенку же объяснить, как себя вести в случаях, если у него что-то просят или требуют: как ответить, к кому обратиться за помощью и т.д.

Не останавливайтесь на собственно проступке, поскольку то, что произошло — это подходящий момент для того, чтобы поговорить с ребенком об отношении к деньгам вообще: их могли откладывать на какую-то покупку или рассчитывали, чтобы их хватило до предстоящей зарплаты и т.д.​

С другой стороны — уберите деньги из зоны доступности. В некоторых семьях деньги (ну, пусть небольшие) просто разбросаны по разным местам квартиры, но если вы провоцируете ребенка брать мелкие суммы, вы все равно подталкиваете его к воровству. Пока поведение ребенка импульсивно — убирайте с глаз то, что будет его провоцировать.

Однако самое важное — задуматься не о том, чтобы ребенка ничего не провоцировало воровать, а начать заботиться о том, чтобы воровство для ребенка стало личностно недопустимым. Здесь первое — твердое понимание «Я — не вор! Воровать — нельзя!», полный внутренний запрет, внутренняя недопустимость воровства. А второе — развитие воли, умение сдерживать свои импульсы и желания.

Ребенок может все знать и понимать, но если он не может себя сдерживать, его руки будут тянуться к деньгам как будто сами… А как развивать волю у ребенка? Тут помните главное — если ребенок не умеет и не привык слушаться вас, он не сможет слушать и себя. Воля — это твердый голос отца, который звучит в душе ребенка, и формирование воли начинается с порядка и дисциплины в семье.

Как у вас с этим?

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/rebenok-voruet.-sovety-roditelyam-doshkolnikov

Почему дети воруют: тревога, принуждение и не только

Воровство в дошкольном возрасте

Если ребёнку вовремя не объяснить, что не всё в мире принадлежит ему, то можно столкнуться с тем, что он таскает шоколадки из магазина или берёт без спроса деньги из вашей сумки. Наш блогер Марианна Юдина рассказала, как себя вести, если вы заметили, что ребёнок ворует.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Столкнувшись с этой проблемой, родители начинают паниковать. Насколько это серьёзно? О чём говорит склонность ребёнка к воровству: об ошибках в воспитании или о психических отклонениях? Давайте разбираться. Широко распространено мнение, что детское воровство — проблема неблагополучных семей. Но ведь к вам это не относится! У вашего ребёнка есть всё необходимое.

«Уже в который раз я замечаю, что в моём кошельке лежит совсем не та сумма денег, которая там должна быть, — рассказывает мама 10-летнего Андрея. — Сначала я думала, что это мне так только кажется.

Ну, мало ли, забыла, не рассчитала покупки — всякое бывает. Но так повторялось снова и снова, и вот я уже записываю все расходы, а деньги всё равно неведомым образом исчезают.

Спрашивала у ребёнка — говорит, что не брал».

Мысль, что ваш ребёнок — вор, обжигает чувством стыда и бессилия. Вы лихорадочно пытаетесь найти ответы на вопросы «что делать, если ребёнок ворует деньги?» и «как отучить ребёнка воровать?».

В 2-3 года

В этом возрасте ребёнок ещё не способен понять, что такое собственность, и поэтому считает, что всё в мире «принадлежит» ему.

На прогулке или в гостях ребёнок хочет взять себе любую понравившуюся игрушку. Мы не станем называть его вором, а обязательно расскажем, что это игрушка чужая, и поэтому брать её нельзя.

Он сам, без помощи взрослых, не может понять, что чужие вещи брать нехорошо.

В 4-7 лет

Дети 4-7 лет тоже не всегда отчетливо понимают границы собственности. Кроме того, у них силен эгоизм. Это можно объяснить тем, что в процессе эволюции детенышам наших предков необходимо было заботиться о себе, чтобы выжить.

Желание привлечь внимание сверстников к себе, наказать кого-либо или отомстить — эти мотивы детского воровства характерны как раз для старших дошкольников

В этом возрасте ребёнку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы.

Например, у ребёнка не складываются отношения со сверстниками — в детском саду, в школе, во дворе — и он может, взяв деньги, накупить разных сладостей и угостить ими друзей, получив то внимание и признание, которого он так хотел и ждал.

В 8-11 лет

У детей постарше — от 8 до 11 лет — воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на своё «хочу» самому себе твёрдо сказать «нет». Не в силах противостоять своему «хочу», ребёнок ворует деньги у родителей, родственников или близких людей. Ему трудно справиться с соблазном, хотя он знает, что воровать нехорошо и испытывает стыд за свой поступок.

В 12-15 лет

То, что в раннем детстве — ошибка, случайный эпизод, у подростка 12-15 лет — уже осознанный шаг, а иногда и того хуже — вредная привычка. Но если подросток ворует, это ещё не значит, что всё потеряно. Нельзя забывать, что мотивы воровства могут быть самыми разными.

Прежде чем решать, что делать, если подросток ворует, постарайтесь понять причины. Ведь нередки случаи, когда подростков силой или хитростью втягивают в порочный круг. Родители должны знать, что для подросткового воровства характерны так называемые «кражи престижа»: ребёнка подначивают сверстники, аргументируя необходимость воровства поддержанием статуса в группе.

Воровство детей из бедных и богатых семей: в чём разница?

Проблема детского воровства чаще всего никак не связана с материальным уровнем семьи. Как ни странно, в обеспеченных семьях дети воруют чаще. Поскольку проблема денег здесь не стоит, ребёнок без угрызений совести ворует деньги у родителей, гостей, знакомых, родственников.

«Позвонила мама одноклассника, сообщила, что мой сын сорит деньгами: раздаёт всем детям по 500 рублей, — рассказывает мама первоклассника Игоря. — Семья у нас обеспеченная, муж очень хорошо зарабатывает. Отношения были доверительные, денег без спроса не брал, поэтому прятать их не было нужды. Выяснили, что он украл из дома 20 тысяч рублей!»

Маме Игоря повезло — ей вовремя сообщили о странном поведении сына. Часто родители, столкнувшиеся с проблемой детского воровства, могут не замечать ничего предосудительного продолжительное время.

А когда замечают, то не могут поверить в то, что деньги у них пропадают по вине их собственных детей. Почему ребёнок из обеспеченной семьи ворует деньги у родителей? Потому что он уверен в родительской благосклонности и чувствует себя в безопасности.

Со временем безнаказанность превращает привычку присваивать себе чужие вещи в порок.

Как правило, в семье с низким материальным достатком ребёнок не ворует деньги дома. Он знает, что у родителей на счету каждая копейка. Риск разоблачения слишком высок.

Гораздо проще украсть шоколадку в супермаркете. С его точки зрения, это не так опасно, как воровать у близких.

К сожалению, если такого ребёнка не поймать «за руку» при первых попытках воровства, кражи будут повторяться неоднократно.

Виды и причины детского воровства

  • «Истинное» воровство (клептомания). Встречается редко и характеризуется непреодолимым желанием что-либо украсть. Клептомания является психическим заболеванием, с ней работает врач-психиатр.
  • Воровство как средство привлечения внимания. Часто детское воровство становится показателем того, что отношения между родителями и детьми нарушены. Ребёнок в такой ситуации добивается внимания привычным для него способом — демонстрацией негативного поведения.
  • Воровство как следствие отсутствия чётких правил в семье. Детское воровство в семье может стать показателем, что ребёнок просто не знал, что, например, деньги из маминой сумки брать нельзя. Или можно брать, но нужно спросить. Если такие правила не оговариваются или они постоянно меняются (сегодня можно, а завтра — нет), ребёнок может взять деньги, не считая это нарушением семейных правил.
  • Невротическое воровство. Желание украсть может быть связано с чувством тревоги. Взяв чужую вещь, ребёнок испытывает сильные эмоции и острые ощущения, которые заглушают его базовую неуверенность в себе и низкую самооценку.
  • Воровство для «подкупа» сверстников. Если ребёнок начал воровать деньги, чтобы покупать подарки и сладости одноклассникам — это верный признак того, что ему не хватает внимания и авторитета у друзей.
  • Воровство «по принуждению». Ребёнок ворует деньги и отдаёт их кому-то из сверстников или ребятам постарше, находясь в ситуации запугивания и угроз.

Чего нельзя делать, если ребёнок ворует деньги:

  • Навешивать на ребенка ярлыки, клеймить, называя его «вором», иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности: мама говорит — значит, я действительно такой!
  • Обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали при всех. Воровство — сор, который не следует выносить из избы.
  • Обращаться к ребёнку со словами: «Как ты мог?», «Как тебе не стыдно?», «У тебя совесть есть?» и тому подобное.
  • Сравнивать его с другими детьми и с собой в детстве: «Вот я никогда…».
  • Возвращаться к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), этим вы только закрепите поступок в его сознании.
  • Допускать ситуации, провоцирующие воровство.

Что делать, если ребёнок ворует и врёт?

«Я нашла видеоигру в шкафу своего сына. Боюсь, что он купил её на деньги, которые тайком вытащил у меня из кошелька. Сам он ни в чём не признаётся. Ребёнок ворует деньги и врёт. Что же мне делать?» — спрашивает мама 12-летнего Карена.

В случае, когда вина ребёнка не доказана, лучше промолчать. Не пойман — не вор. Но если вы уверены в вине ребёнка на 100%, сначала спокойно поговорите с ним. Именно спокойно — без криков и обвинений. Выясните, почему он так поступил. Обязательно узнайте, с кем общается ребёнок. Вполне вероятно, что он попал в плохую компанию.

Накажите ребёнка, но не ремнём, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.

Как предотвратить воровство денег подростком у родителей?

Проблему воровства, как и любую другую, легче предотвратить, чем потом решать. На какие моменты стоит обратить внимание?

  • Стройте общение на доверии, чаще обсуждайте с детьми свои проблемы, делитесь своими переживаниям и опытом. Помните, что многие ситуации могут казаться подростку безвыходными и что он нуждается в эмоциональной поддержке со стороны взрослых.
  • С ранних лет приучайте ребёнка к мысли, что деньги трудно зарабатывать, что их следует тратить с умом и что если они ему нужны, то он всегда может попросить у вас.
  • Постарайтесь определить склонности ребёнка и подобрать ему хобби, которое увлечёт и займёт значительную часть свободного времени.
  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребёнок знает ПИН-код, смените его.
  • Давайте ему средства на небольшие расходы.

Если проблема воровства не обошла стороной вашу семью и ребёнок начал воровать у родных, у сверстников, в магазинах, то нужна помощь специалиста, иначе последствия могут оказаться крайне печальными. Коррекция детского воровства должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку, а не наказывать его.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Shutterstock (Kittyfly)

Источник: https://mel.fm/blog/marianna-yudina/45197-pochemu-deti-voruyut-trevoga-prinuzhdeniye-i-ne-tolko

Детское воровство: Причины детского воровства

Воровство в дошкольном возрасте

Детское воровство — невинная шалость или преступление? Каждый родитель стремится воспитать в ребенке только самые лучшие качества, заложить все правильные нормы поведения в обществе, вырастить честного, добропорядочного, отзывчивого, внимательного, чуткого человека.

Но порой приходится столкнуться с такими проблемами, о которых так и не расскажешь, нелегко признаться не только самому себе, но даже специалисту о том, что ваше чадо украло, присвоило чужое.

Детское воровство расценивается как нечто ужасное, аморальное, приводящие к непоправимым последствиям.

Случаи воровства — один из поводов задуматься и обратить внимание на своего ребенка. В этой статье мы не будем обсуждать тяжелую болезненную клептоманию, с ней должны работать психологи и психотерапевты, речь по одет о единичных детских шалостях, с которыми нужно разобраться, чтобы слова «кража» и «воровство» больше не возникали в вашей жизни.

статьи:

  • Взял поиграть;
  • Причины детского воровства;
  • Преступление и наказание;
  • Запреты;
  • Как помочь.

Взял поиграть

Дети могут начать брать чужие вещи с самого раннего возраста вплоть до подросткового периода, в любой момент мы можем столкнуться с этой проблемой. Екатерина, мама Максима, стала обнаруживать чужие вещи у своего четырехлетнего сына в шкафчике детского сада.

Сначала это была красивая открытка, потом чужое ведерко с совочком, дальше больше, машинки, пупсы и другая мелочь. На все расспросы сын отвечал, что ему подарили, дали поиграть, что он обязательно вернет.

Максим обещал, что завтра же отдаст владельцу, а через время Катя находила эти «богатства» спрятанными под шкафом, в диване, в ящиках столов дома.

Забили тревогу, организовали семейный совет, на котором посредством уговоров мальчик признался, что чужие игрушки он брал без спроса, то есть воровал. Для чего он это делал, Максимка ответить не мог.

Согласитесь, такая ситуация кого угодно поставит в тупик.

Мама и Максим собрали все чужие игрушки и на следующий день вместе отнесли в садик, раздали вещи владельцам с извинениями и обещаниями больше так не делать.

Решиться на такой шаг было непросто, стыдно, но какой урок вынесла из всей сложившейся ситуации семья! Вернемся к ним попозже, а сейчас рассмотрим причины, по которым появляются вот такие неприятные случаи.

Причины детского воровства

  • Низкое развитие нравственных понятий и силы воли. Совсем маленькие дети еще не понимают, что такое собственность. Никто не будет называть двухлетку вором только за то, что он в песочнице взял чужую игрушку, поиграл и там оставил. Дети постарше уже должны разделять вещи на «свое» и «чужое», задача родителей объяснить эти представления своим чадам;
  • Искушение, непреодолимое желание завладеть вещью, которая понравилась. Не все ребята могут справиться с этим моментом, особенно если еще понимают, что наказание не последует, так как в данный момент никто не видит этот поступок;
  • Психологическая неудовлетворенность ребенка, недостаток любви и внимания со стороны родителей;
  • Реакция на психологическую травму. Ребенок испытывает недостаток любви, у него уязвленное самолюбие. Такие случаи — не повод обогатиться. В данном случае, детское воровство — это крик о помощи, попытка обратить на себя внимание, просьба об эмоциональной поддержке;
  • Способ самоутверждения. Это тоже является попыткой ребенка стать в центре внимания. Он может украсть из дому деньги, купить сладостей и раздать во дворе, надеясь таким образом купить дружбу, возвыситься среди других ребят своим «взрослым поступком».

В любом варианте, каковы бы ни были причины детского воровства, ситуацию нельзя пускать на самотек, с ней надо работать и разбираться, чтобы дальнейшая жизнь маленького человека не омрачилась более тяжелыми поступками.

«Детское воровство. Право быть другим. Выпуск 22»:

Преступление и наказание

Давайте вернемся к семье Екатерины и Максима, проанализируем мамино поведение.

Катя не стала «вешать ярлыки» на своего ребенка, называть вором и другими чудовищными словами, не стала корить, наказывать, обвинять, она протянула руку помощи своему сынишке, помогла справиться с ситуацией, поддержала в самом стыдном моменте признания окружающим в своем воровстве, тем самым показав, что любит мальчишку, всегда придет на выручку, ценит, дорожит.

Причины, вызвали детское воровство, тоже были выяснены: женщина растит ребенка одна, папа ушел из семьи, а мальчишке очень не хватало внимания, так как мама днем всегда на работе, а по вечерам шила игрушки ручной работы и продавала их, стремясь обеспечить своего ребенка всеми благами, для того чтобы он ни в чем не нуждался и не чувствовал себя ущербным. На сына оставалось очень мало времени.

С тех пор прошло много лет, случаи воровства больше не появлялись, хорошим уроком послужила эта ситуация для всех. Женщина стала уделять больше внимания своему сыночку, подключив его к работе над игрушками, и пусть он поначалу подбирал только пуговки для глазок игрушечных зверят, чуть позже смело вырезал выкройки, чувствуя себя незаменимым маминым помощником, делая одно общее важное дело.

Детское воровство: Запреты

Что нельзя делать родителям при обнаружении кражи?

  • Во-первых, сначала необходимо разобраться в ситуации, страшнее ничего не может быть, если вы несправедливо обвините ребенка в воровстве, так как случаи подставных краж не так уж редки. Дети могут взять чужое и подкинуть другому из-за мести.
  • Во-вторых, нельзя называть ребенка «вором», такие обвинения еще больше разовьют чувство неполноценности, ситуация может только усугубиться. Нельзя наказывать и бить, приговаривая, что вот в древности за кражи так и вовсе руки отрубали. Нельзя дать ребенку сомневаться в своей любви, так как мы расстраиваемся из-за нехорошего поступка, а не в целом разочаровываемся в детях. Маленький человек, попав в ситуацию непонимания, неприятия, без поддержки и любви взрослых может озлобиться на весь мир, закрыться, и детское воровство приобретёт совсем другие масштабы.

Как помочь

Любовь, любовь и еще раз любовь.

Общайтесь с детьми, постарайтесь построить доверительные дружеские отношения, искренне интересуйтесь жизнью, не сводите общение только к проверке уроков, мы должны знать и понимать все тревоги и сомнения детей, помогать справиться с возникающими проблемами, научить разбираться в неприятных ситуациях, знать с кем он дружит, о чем мечтает, чего боится. Внимание, поддержка, общение. Как можно больше времени проводите вместе с детьми. Да, порой непросто найти это время, но совместное времяпрепровождение за увлекательным занятием — это ключ к такому маленькому, но такому большому семейному счастью!

Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/daddys_world/detskoe-vorovstvo-prichiny-detskogo-vorovstva-5acce45c48c85e8838abec98

1. Кража из лучших побуждений

Ребенок действительно может украсть из лучших побуждений, например, чтобы подарить тому, кого любит. Другу, маме или папе, братику. Это желание оказывается сильнее, чем сдерживающий внутренний запрет брать чужое. Ведь моральные устои этом возрасте еще только начинают формироваться. А желания очень сильны.

2. Очень хочется, не устоять

Ребенку просто «очень хочется». Игрушку, куклу, пирожок или конфету. Да мало ли чего может захотеться человеку. И — рука как бы сама тянется и берет. Он уже понимает, что совершил нечто предосудительное, но устоять не может.

Все дело в том, что дети еще просто не в состоянии полностью контролировать свое поведение. У них еще не созрели мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, они еще только формируются. Но ребенок уже понимает, что сделал что-то предосудительное, и кладет потихоньку игрушку в карман, красивое колечко — в тайничок и т.п.

Мозговые структуры, отвечающие за самоконтроль, полностью созревают только около19-21 года и позже. Именно поэтому подростки часто бывают несдержанны, а порой имеют проблемы с законом. У них просто не развита еще функция самоконтроля. Знают, как надо, но удержать себя не в силах.

С помощью специальных упражнений можно развить самоконтроль. Этим мы занимаемся на тренингах КУБ.

3. Необходимость обладать знаковой вещью

Подросток может пойти на кражу, потому что ему нужен определенный атрибут «крутости», без которого он чувствует себя неполноценным среди ровесников. Например, у друзей уже есть айфоны последней модели.

Этому особенно подвержены подростки с низкой самооценкой и те, кому не удается наладить отношения со сверстниками.

Им кажется, что заветный предмет станет залогом признания сверстников. Но юного похитителя обычно ждет разочарование. Ведь уважением товарищей пользуются уверенные в себе ребята, умеющие общаться. И подростку может показаться, что ему не хватает еще какого-то атрибута, а как он появится, уж тогда…

Чтобы разорвать этот порочный круг, ребенку необходимо укрепить самооценку и научиться общаться. Этому посвящены наши тренинги.

4. Стресс и потеря самоконтроля

Стресс еще больше снижает возможности самоконтроля. Причем не только у детей.

Взрослые в ситуации стресса тоже ведут себя неблестяще: закуривают, заедают, пропускают рюмку и совершают еще множество не слишком разумных действий, кому что ближе.

При этом вы помните, у детей еще не созрели структуры мозга, отвечающие за самоконтроль. И когда они расстроены, устали, напуганы или просто им нездоровится, детям гораздо тяжелее, чем взрослым, держать себя в руках.

Воровство часто бывает признаком того, что ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт. Причин может быть множество.

Пол года назад у 8-летнего Вани родилась младшая сестренка. И родители стали уделять ему меньше внимания. И вот «старший брат» вдруг ни с того ни с сего крадет в школе у одноклассника из кошелька деньги. Родители в ужасе: — Зачем? Ведь у него все есть?! Мы ему ни в чем не отказываем!

Действительно, их сын ни в чем не обделен, кроме одного — вот уже полгода он считает себя лишенным родительского внимания. А маленький человечек трактует это как лишение любви.

Миллионы лет эволюции научили человеческих детенышей, что без родительской любви они пропадут, погибнут, поэтому ребенок испытывает в этой ситуации стресс.

А вы помните, влияние стресса таково, что самоконтроль снижается.

На наших тренингах ребята учатся преодолевать стресс и регулировать свои эмоции.

5. Подражая друзьям

Бывает, что дети крадут «за компанию» или подражая другим — сверстникам или более старшим ребятам. Это можно объяснить двумя причинами:

  • так делают мои знакомые, значит это нормально. Так работает эффект «социального подтверждения»;
  • разделение ответственности. Ведь если вместе, то кажется, что вина поровну распределится между всеми, и я буду только чуть — чуть виноват;
  • возможно, с помощью кражи ребенок проходит испытание на «слабо», и хочет доказать, что он смелый, взрослый и достоин дружбы своих товарищей.

5. Кража как месть

Может быть, ребенок хочет наказать обидчика, лишив его чего-то значимого? Предвкушает, как тот расстроится, а может быть, его даже накажут за потерю.

Итак, вы узнали, что ребенок украл. Что делать?

Тут еще надо заметить, что наша взрослая реакция на разницу в стоимости похищенного предмета и реакция детей очень отличается. Взрослые могут снисходительно отнестись к похищенной конфете или красивой наклейке, и прийти в ужас, если ребенок присвоил чужой телефон. А вот ребенку это безразлично. Для него важна только сила его желания завладеть этим предметом.

1. Не угрожать!

Часто родители, будучи в шоке от того, что их чадо совершило этот непростительный и ужасный, по их мнению, поступок, начинают пугать ребенка разговорами про тюрьму и полицию.

Пока дети малы, они часто не могут соотнести свой проступок, не такой уж страшный, по их мнению, с теми ужасами, которыми стращают родители.

Тут очень важно, чтобы ваш сын или дочь всегда чувствовали, что вы на их стороне, даже если они поступили плохо. И если уж речь зашла о полиции или тюрьме, то вы будете «адвокатом», а не «обвинителем».

2. Без ярлыков

«Ты — вор!», «Да тебе одна дорога — в тюрьму», «Уголовник! Тебя ничего хорошего в жизни не ждет!». А иногда можно услышать даже – «Мой ребенок не мог такого совершить! Ты не мой сын!»
Если вы на секунду остановитесь и подумаете, то сразу увидите, что здесь совершенно нарушен масштаб: воровство – безусловно, несимпатичный поступок, но он точно не заслуживает проклятия на всю жизнь.

З. Без сравнений!

С собой в детстве, с другими детьми и т.п.
Во-первых,кто без греха? Каждый совершал поступки, о которых стыдно вспоминать. Каждый.

Если вам удастся убедить ребенка в его «плохости», это только поспособствует следующему проступку.

Ведь если он плохой, безнадежный, хуже всех – то к чему стараться и удерживать себя от соблазнов? У ребенка с такой самооценкой уже не будет веры в свою способность противостоять искушению, и он легче поддастся ему снова.

Вы же помните, наша цель — укрепить самооценку ребенка.

Обвинения и наказания опасны еще и тем, что ребенок будет сожалеть не о том, что совершил плохой поступок, а  что был уличен, и постарается повторить свой подвиг, но уже изобретательнее, чтобы не попасться. Думаю, мы стремимся не к этому.

Во-вторых, задайте себе вопрос: в чем ваша цель сейчас? Разве вы хотите унизить и раздавить ребенка? Думаю, нет. Вы хотите его удержать от совершения плохих поступков в будущем. Но ругая и унижая ребенка, вы вызываете у него стресс. А вы уже знаете, стресс снижает способность к самоконтролю.

4. Не при свидетелях

Ни в коем случае не проводить разборки при посторонних. Дяди, тети, друзья, школьная учительница — не надо. Только наедине. Недаром классика воспитания гласит: похвала — прилюдно, выговор — наедине. Все то, что было написано в первых трех пунктах, усилится публичностью позора. Помним про стресс, самоконтроль и самооценку.

5. Кто старое помянет..

Если вы не хотите укрепить ребенка в вере, что он «плохой», что он «вор», не припоминайте это его прегрешение в будущем. Особенно, если его новое «преступление» будет совсем другого рода. Например, плохая оценка, немытая посуда, беспорядок в комнате.

1. Объяснить

Пока сын или дочь еще маленькие, просто постарайтесь им спокойно объяснить, что чужую вещь брать без спросу нельзя. Помогите представить, что чувствует тот, чье имущество украдено.

Как другие люди относятся к тем, кто ворует.
Расскажите, какие могут быть цивилизованные способы получить желаемое.

Можно договориться об обмене игрушками на некоторое время, можно попросить родителей купить ему похожую. И т.п.

2. Поддержать

Поддержите самооценку ребенка. Объясните ему, что он столкнулся с трудным испытанием и не смог его выдержать. Соблазн был слишком велик.

Расскажите, как с вами в детстве произошло что-то подобное, и как вы поклялись больше не брать чужого и смогли сдержать слово, хоть это и было трудно. Дайте ему понять, что через такой опыт проходят почти все, важно, какой урок ты из него извлечешь.

Главное, чтобы ребенок отождествлял себя с честным человеком, и хотел бы соответствовать этому образу.

3. Выяснить причины воровства

Вы помните, они могут быть разнообразными. Но в любом случае, это какой-то дефицит. Может быть, дефицит признания в классе, и ребенок украл, чтобы похвастаться или даже подарить.

Может быть дефицит в самооценке, и ему нужна знаковая вещь, чтобы самоутвердиться (у всех уже есть такая игрушка, телефон…) Может быть, ребенок пытался себя утешить, когда было грустно или он нервничал (стресс).

Вам важно узнать, как вы можете помочь ему компенсировать имеющийся дефицит.

4. Исправить

Вместо наказания и упреков покажите ребенку путь к исправлению ситуации. Например, как вернуть похищенное или компенсировать ущерб, если это возможно. Если ему очень стыдно за совершенный поступок, то может быть, можно тайно вернуть вещь на место? А если это уже невозможно, то можно попробовать совершить какой-то хороший поступок, чтобы хотя бы символически уравновесить плохой.

7 – летний Костя с бабушкой ездил гулять в Пушкин. Когда вернулись домой, обнаружилось, что у Кости откуда-то взялся игрушечный мотоцикл. Установить его владельца уже невозможно. Но можно пожертвовать этот мотоцикл и еще какую-то игрушку детям из детского дома. Благо, существуют пункты, куда можно принести вещи для сирот.

Костя с бабушкой так и сделали. Собрали несколько игрушек, причем мальчик сам выбрал не только надоевшие уже игрушки, но и те, что любит. А так же присоединили к ним злосчастный мотоцикл. Это восстановило самосознание Кости как честного и доброго человека, способного справляться со своими желаниями и порывами.

А главное, надолго запомнилось.

11 – летняя Марина воровала у мамы деньги из кошелька, причем неоднократно. В результате набралась довольно значительная сумма. Как же Марина их тратила? Покупала угощения своим одноклассницам! Так она старалась завоевать их расположение.

Когда ситуация вскрылась, обеспокоенные и разочарованные родители по совету психолога собрали семейный совет. Они сумели без упреков и обвинений объяснить Марине, что ей придется как-то компенсировать деньги, взятые из бюджета семьи.

Марина могла выбрать: отказаться ли ей от развлечений в каникулы или взять на себя дополнительные домашние обязанности, чтобы у мамы было больше сил заработать потраченную Мариной сумму. Девочка выбрала дополнительные домашние обязанности и целый месяц их выполняла.

Так она сохранила самоуважение и научилась лучше отвечать за свои действия.

Заключение

Пожалуйста, помните, даже если ваш ребенок уже достаточно взрослый, раз он украл, значит не смог справиться со своими желаниями. У него возник какой-то дефицит. У него не хватило самоконтроля.

Возможно, он был в стрессе. А значит, он также нуждается в вашей поддержке и помощи в исправлении ситуации, как если бы ему было 7 лет.

Дети должны чувствовать, что мы всегда на их стороне, что мы их «адвокаты», а не «обвинители».

Решать эту задачу нужно с двух сторон. Ребенку помогут тренинги для детей и подростков, а Вы можете научиться мастерству воспитания на родительском тренинге.

4 урока по 20 минут ведет Галина Дятлова, семейный психолог с 20-летним стажем, автор программы тренингов для детей и подростков КУБ.

  • Как исправить поведение ребенка без критики?
  • Возможно ли воспитание детей без наказаний?
  • Как научить ребенка вас слушаться?
  • Что делать с детскими манипуляциями?

Сейчас заполните форму и нажмите кнопку – получить видеокурс.

В течение 5 минут вам на почту придет ссылка на видеокурс.

Вы сможете отписаться в любой момент.

Нет, спасибо

Источник: https://pkh.ru/books/rebenok-voruet.html

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: