Воровство в музеях

Содержание
  1. Зачастую похитителями произведений искусства становятся дилетанты
  2. Кража века: вороватый стекольщик и честный антиквар
  3. Фонд «Русское искусство» разворовывали много лет
  4. Замок Драмланриг штурмовали с топором
  5. Кто грабит провинциальные российские музеи
  6. 10 самых громких в истории ограблений музеев
  7. 1
  8. 2
  9. 3
  10. 4
  11. 5
  12. 6
  13. 7
  14. 8
  15. 9
  16. 10
  17. «Охрана должна быть в каждом зале». Почему в крупных музеях крадут и портят картины
  18. Воруют везде
  19. Просто, как украсть шоколадку
  20. ТОП-10 самых громких музейных краж
  21. 2. Неудача на складе произведений искусств в Нью-Йорке
  22. 3. Невосполнимая потеря в Музее Ван Гога в Амстердаме
  23. 4. «Топорная» работа в замке Драмланриг
  24. 5. Кража в ночном Лувре
  25. 6. Незаметное ограбление в Национальном антропологическом музее в Мексике
  26. 7. Грабеж в Собрании фонда Эмиля Бюрле в Швейцарии
  27. 8. Нашумевшая кража в Музее Кюнстхал в Роттердаме
  28. 9. Увлекательное ограбление в Национальном музее Швеции
  29. 10. «Полицейская» кража в музее Изабеллы Стюарт
  30. Кражи из Эрмитажа: 7 громких ограблений музея
  31. 2. 221 экспонат на 130 миллионов рублей
  32. 3. «Бассейн в гареме» в кабинете Зюганова
  33. 4. Серебряный кувшин и проверка сигнализации
  34. 5. Гравюры и фотографии из библиотеки
  35. 6. Охранники-золотоискатели
  36. 7. До Украины и обратно
  37. Ограбление в Дрездене: украденные сокровища могут исчезнуть навсегда
  38. Почему сокровищница плохо охранялась?
  39. Чем знамениты «Зеленые своды»

Зачастую похитителями произведений искусства становятся дилетанты

Воровство в музеях

Музейные кражи были, есть и будут: картина стоимостью несколько десятков миллионов долларов и евро — непреодолимый соблазн для преступника. Часто ими занимаются дилетанты: украденную в музее известную картину невозможно продать на открытом рынке, ее судьба — храниться в подпольном собрании «черного коллекционера».

Рынок антиквариата криминален, на нем продается и то, что похищено из музеев и частных коллекций, но это вещи второго и третьего ряда, малоизвестные. Однако искушение слишком сильно, и великие полотна тоже находятся под угрозой…

Кража века: вороватый стекольщик и честный антиквар

Самой знаменитой музейной кражей считается похищение «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. Это случилось 21 августа 1911 года, в преступлении подозревали замечательного поэта-сюрреалиста Гийома Аполлинера.

Еще в этом обвиняли Пикассо (он сказал, что классическая живопись больше не нужна) и считавшихся вечными врагами Франции немцев. Желтые газеты писали, что приказание ограбить Лувр отдал сам кайзер Вильгельм.

Аргентинский коллекционер Эдуардо де Вальфьерно заработал на похищении миллионы. Ему повезло: накануне кражи из Лувра он заказал шесть копий «Моны Лизы».

Изначально Вальфьерно не собирался выдавать их за оригинал, но теперь этого не сделал бы и дурак, а он им не был.

Ловкий человек провернул лучшую аферу в своей жизни: продал все шесть копий как подлинники, сочинив увлекательную историю похищения. Затем он скрылся с деньгами.

Возбуждены дела о краже из музеев картины Куинджи и иконы Богоматери

«Мону Лизу» искали почти два года. В августе 1913-го флорентийскому антиквару предложили купить картину. Антиквар договорился с продавцом о встрече, а получив полотно, убедился, что оно подлинное… И обратился в полицию.

«Мону Лизу» украл дилетант, знающий, что она стоит невероятных денег, собирающийся выручить за нее очень много, но не догадывающийся о том, что криминального рынка для уникальных произведений искусства не существует.

Если бы антиквар согласился на его предложение, ему пришлось бы поставить на кон все, а он этого делать не собирался.

Украл шедевр итальянский сезонный рабочий Винченцо Перуджа, устроившийся в Лувр стекольщиком. В музейный выходной он снял картину со стены, вынес ее из зала, вынул из рамы, завернул в куртку и спокойно вышел на улицу.

Винченцо думал, что «Мону Лизу» так же просто сбыть, как краденый велосипед, и прогадал. После ареста незадачливый грабитель говорил, что хотел отомстить французам, отобравшим у Италии ее национальное достояние.

Его слова попали в газеты, и ему дали только год.

Фонд «Русское искусство» разворовывали много лет

В России тоже была кража века, и она случилась недавно. Хранительница фонда «Русское искусство» Эрмитажа Лариса Завадская методично расхищала то, что должна была охранять. Завадская была высококвалифицированным специалистом, прекрасно образованным искусствоведом, человеком, хорошо знавшим рынок.

Вещи, пропажа которых вызвала бы скандал, оставались в музее, исчезали ценные экспонаты без громкой родословной. Золотые часы, золотая брошь, брелки, иконы… Всего 221 экспонат, в основном произведения русского ювелирного искусства. Пропажи обнаружились в июле 2006 года во время плановой проверки хранилища. После этого начался грандиозный скандал.

Репутации музейного сообщества был нанесен огромный ущерб.

Часто музейными кражами занимаются дилетанты: украденную известную картину невозможно продать на открытом рынке, ее судьба — храниться в подпольном собрании «черного коллекционера». Но искушение слишком велико…

Во время проверки Лариса Завадская скончалась. Нервное напряжение оказалось слишком сильным, и она умерла за своим рабочим столом. Вскоре следствие вышло на ее мужа — экспонаты Эрмитажа сбывались через него.

Пропажи оценили в 130 миллионов рублей, вернуть удалось только 34 вещи. Известие о том, что кража раскрыта, вызвало большой переполох в антикварном мире Санкт-Петербурга. Часть экспонатов вернули коллекционеры, часть подбросили в полицию, небольшое количество нашли.

Ответил за все Николай Завадский, получивший пять лет лишения свободы.

Замок Драмланриг штурмовали с топором

В 2003 году шотландский замок Драмланриг ограбили в средневековом духе — при помощи холодного оружия. Драмланриг, как и многие аристократические родовые гнезда, открыт для посещения туристами.

Огромный замок, выстроенный из розового песчаника в XVII веке на фундаменте средневековой цитадели, в нем хранятся картины Гольбейна, Рембрандта и Леонардо да Винчи.

В 2003 году на одну картину Леонардо в замке стало меньше: когда экскурсовод демонстрировал картинную галерею четырем туристам, в руках одного из них неожиданно появился топор. Перепуганного экскурсовода отпихнули в сторону, картину вынули из рамы, затем грабители удрали через окно.

Сотрудничество с Лувром и драгоценности моголов: Эрмитаж озвучил планы

Похищенная картина, «Мадонна с веретеном», оценивалась в 65 миллионов долларов.

Продать картину грабители не сумели. Через четыре года ее нашли и вернули в замок — судьба похищенных произведений искусства часто складывается именно так.

В 2008 году из швейцарского частного музея Эмиля Бюрле были выкрадены полотна Ван Гога, Моне, Сезанна и Дега.

Украли их так же просто, как картину Леонардо да Винчи в замке Драмланриг и Куинджи в Третьяковке: в музей вошли трое в лыжных масках, они сорвали картины со стен и скрылись раньше, чем сотрудники музея успели вызвать полицию.

Картины Моне и Ван Гога нашли через неделю, они лежали в машине, припаркованной около музея. Два других полотна ищут до сих пор…

Кто грабит провинциальные российские музеи

В похищениях в замке Драмланриг и частном швейцарском музее много характерного: грабители обычно выбирают маленькие, провинциальные, плохо охраняющиеся музеи. Об этом говорит и отечественная криминальная хроника.

За последние десять лет в России было несколько значительных музейных краж: в декабре 2010 года из Дагестанского музея изобразительных искусств похитили картину Левитана «Бурлаки». Ее оценочная стоимость составляет 100 тысяч долларов, картину так и не нашли.

«РГ» выбрала самые неоднозначные события 2018 года в мире искусства

В октябре 2012 года в Москве ограбили музей-квартиру авангардиста Александра Древина: пропало 19 картин, их приблизительная стоимость — несколько миллионов долларов. Две картины были обнаружены у антикваров, остальные ищут до сих пор.

В августе 2013-го из Вязниковского историко-художественного музея были украдены работы Шишкина, Коровина и Жуковского: грабители проникли в здание и связали сторожа, картины не обнаружены.

В августе 2014-го из Плесского историко-архитектурного музея пропали пять полотен Левитана стоимостью 77 млн рублей.

В июле 2015-го ограбили Тарусский музей, взяли картины Айвазовского и Поленова. Грабителей поймали по горячим следам.

Источник: https://rg.ru/2019/01/31/zachastuiu-pohititeliami-proizvedenij-iskusstva-stanoviatsia-diletanty.html

10 самых громких в истории ограблений музеев

Воровство в музеях

В Дрездене произошла крупнейшая кража в истории: воры «обчистили» известную на весь мир сокровищницу в музее «Зеленый свод» и вынесли уникальные украшения XVIII века на сотни миллионов евро. Немецкие СМИ назвали эту кражу «крупнейшей со времен Второй мировой войны». На самом деле ограбления музеев — не такая уж редкость. Мы расскажем про десятку самых громких случаев музейных краж.

1

Сокровищница «Зеленый свод» в Дрездене (Германия)

25 ноября 2019 года в саксонской сокровищнице «Зеленый свод» Государственного художественного собрания Дрездена произошло ограбление.

Утром, когда в музее не было посетителей, преступники взломали витрину с тремя драгоценными гарнитурами, украв 94 предмета. Злоумышленники находятся в бегах. По данным полиции, камеры видеонаблюдения зафиксировали двоих преступников.

По мнению правоохранителей, это не исключает, что другие злоумышленники не ждали на улице. По сообщению таблоида Bild, речь идет о похищении античных украшений на сумму почти в миллиард евро.

2

Музей «Кюнстхал» в Роттердаме

В ночь на 16 октября 2012 года преступники вынесли из музея «Кюнстхал» в Роттердаме семь картин известных художников конца XIX — первой половины XX веков.

Это полотна «Голова Арлекина» Пабло Пикассо, «Читающая девочка» Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» Поля Гогена, «Автопортрет» Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» Люсьена Фрейда.

Музей «Кюнстхал», где произошла кража, не имеет постоянной коллекции, а выставляет частные собрания произведений искусства. Украденные картины принадлежали частной организации Triton Foundation.

Ограбление было совершено около трех часов утра по местному времени. Затем сработала сигнализация, однако прибывшие на место сотрудники охранной службы, которые также вызвали полицию, не застали преступников.

По подозрению в причастности к краже полотен в Бухаресте были арестованы несколько граждан Румынии.

Мать одного из обвиняемых, Ольга Догару, позже рассказала следователям, что закопала картины на одном из кладбищ возле дома, а затем выкопала их и сожгла в печи.

https://www.youtube.com/watch?v=BMNS4WDeJ4A

Все причастные к этому делу были приговорены к различным срокам лишения свободы. Также суд удовлетворил иск страховщиков украденных картин и приговорил к штрафу размером в 18,1 миллиона евро четырех главных фигурантов дела о краже — Раду Догару, его мать Олгу, Еуджена Дарие и Адриана Прокопа.

3

Музей современного искусства в Париже

В ночь на 20 мая 2010 года в Парижском музее современного искусства произошла кража пяти картин знаменитых художников. Грабитель взломал замок железной ограды и вырезал стекло в одном из окон галереи.

Утром сотрудники музея обнаружили пропажу «Голубя с зеленым горошком» Пабло Пикассо, «Пасторали» Анри Матисса, «Оливы близ Эстака» Жоржа Брака, «Женщины с веером» Амедео Модильяни и «Натюрморта с подсвечниками» Фернана Леже.

Стоимость картин — более 100 миллионов евро.

В непосредственном совершении кражи обвинялся 49-летний серб Вьеран Томич, признавшийся в содеянном. Рецидивист по прозвищу Человек-паук, на счету которого 14 судимостей, был арестован в мае 2011 года. Также были арестованы его сообщники — торговец антиквариатом Жан-Мишель Корвез и часовщик Йонатан Бирн, обвиняемые в скупке краденого.

В ходе следствия Томич рассказал, что планировал похитить только полотно Фернана Леже, однако удачно сложившиеся обстоятельства побудили его не ограничиться одним натюрмортом. При этом он не раскрыл заказчиков преступления. Бирн утверждал, что уничтожил и выбросил оказавшиеся у него картины, хотя заплатил за полотно Модильяни 80 тысяч евро.

В феврале 2017 года Томича приговорили к восьми годам тюремного заключения, его сообщники получили по семь и шесть лет. Кроме того, злоумышленников приговорили к выплате штрафа в пользу города Парижа — собственника похищенных картин. Похищенные шедевры так до сих пор и не нашли.

4

Музей Эмиля Бюрля, Цюрих

10 февраля 2008 года трое грабителей похитили из музея Эмиля Бюрля в швейцарском Цюрихе четыре картины — «Мальчик в красном жилете» Поля Сезанна, «Поле Маков» Клода Моне, «Людовик Лепик и его дочь» Эдгара Дега и «Цветущие ветки каштана» Винсента Ван Гога общей стоимостью 180 миллионов швейцарских франков (более 112 миллионов евро или 164 миллиона долларов).

Преступники вошли в один из самых известных музеев Швейцарии за полчаса до его закрытия.

Один из грабителей, угрожая пистолетом, заставил сотрудников музея лечь на пол, после чего двое других вошли в экспозиционный зал и забрали четыре полотна из коллекции Эмиля Георга Бюрля.

Выйдя на улицу, преступники погрузили картины в белый автомобиль, припаркованный напротив музея, на котором и скрылись.

19 февраля того же года швейцарская полиция нашла две похищенные картины — Ван Гога и Клода Моне в машине, припаркованной около Университетского психиатрического госпиталя. В 2009 году обнаружили картину Дега. 12 апреля 2012 года в Белграде (Сербия) полиция нашла полотно Сезанна.

5

Замок Драмланриг (Шотландия)

27 августа 2003 года из замка Драмланриг в шотландском Дамфрис-энд-Гэллоуэй была похищена картина Леонардо да Винчи «Мадонна с веретеном».

По данным следствия, двое мужчин купили билеты для посетителей галереи замка, скрутили смотрительницу музея и вытащили картину на улицу, где их ждал автомобиль, обнаруженный впоследствии брошенным в нескольких километрах от замка. По словам владельца картины, ее стоимость составляет как минимум 25 миллионов фунтов стерлингов.

Картина была обнаружена в октябре 2007 года в ходе полицейского рейда в Глазго, а через некоторое время она была снова выставлена на обозрение публики.

6

Музей Винсента Ван Гога в Амстердаме

7 декабря 2002 года из Музея Винсента Ван Гога в Амстердаме были украдены две картины художника. Воры ночью пробрались в здание через отопительную трубу на крыше, используя стремянку, и скрылись с похищенным еще до открытия музея.

Были похищены знаменитые полотна «Вид на море у Схевенингена» (1882) и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене» (1884/85), их стоимость оценивается приблизительно в 100 миллионов долларов, в качестве долговременной инвестиции.

Хосты из амстердамского музея входили в специальный список ФБР США десяти самых разыскиваемых произведений искусства в мире.

В 2003 году полиция Нидерландов арестовала двух соотечественников, которые были признаны виновными в краже шедевров и приговорены к 4,5 годам тюрьмы. Осужденные своей вины не признали, а похищенные картины исчезли.

В сентябре 2016 года представители правоохранительных органов Италии сообщили, что оба хоста были конфискованы в ходе спецоперации по борьбе с масштабной контрабандой наркотиков, которой занимался один из кланов могущественной неаполитанской преступной организации каморра.

В ходе следствия один из подозреваемых рассказал о двух ценных картинах, которые были приобретены местными мафиози на доходы от преступного бизнеса. В результате правоохранители провели обыск в одном из зданий в городке Кастелламмаре-ди-Стабия под Неаполем, где и были обнаружены похищенные работы ван Гога.

Их подлинность была подтверждена экспертами. 21 марта 2017 года картины были возвращены в музей.

7

Национальный музей Швеции

22 декабря 2000 года был ограблен Национальный музей Швеции в Стокгольме.

Преступники в масках, угрожая оружием охранникам музея, похитили автопортрет Рембрандта и два полотна французского импрессиониста Ренуара — «Разговор с садовником» и «Юная парижанка».

С места преступления похитители скрылись на легкой моторной лодке, которая ждала их у музея, расположенного на набережной. Стоимость картин оценивалась в 36 миллионов долларов.

В январе 2001 года в результате широкомасштабной операции стокгольмской полиции преступники, подозреваемые в краже картин из Национального музея, были задержаны. Всего на скамье подсудимых оказалось 13 человек,
в июле 2001 года восемь из них были приговорены к реальным срокам заключения. Музею потребовалось пять лет, чтобы вернуть похищенные картины.

8

Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон, США)

В ночь на 18 марта 1990 года Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне в результате ограбления лишился 13 экспонатов общей стоимостью около 500 миллионов долларов. Ограбление заняло у преступников 81 минуту. Они проникли в музей под видом полицейских и нейтрализовали охранников, приковав их к водопроводной трубе.

Грабители срезали с рам две картины Рембрандта, в том числе «Шторм на море Галилейском» — единственный морской пейзаж великого художника.

Преступники унесли «Концерт» Яна Вермеера, стоящий 200 миллионов долларов, несколько полотен французских импрессионистов Эдгара Дега и Эдуарда Мане, а также картину голландского живописца XVII века Говерта Флинка.

Кроме того, они забрали китайский сосуд второго тысячелетия до нашей эры и бронзового орла с наполеоновского штандарта.

Музей пообещал за возвращение украденных картин миллион долларов. В 1997 году награду повысили в пять раз. В мае 2017 года музей заявил, что готов отдать 10 миллионов долларов. За наполеоновского орла назначено отдельное вознаграждение — 100 тысяч долларов.

В 2013 году ФБР объявило, что вышло на след преступников. Однако их имена так и не обнародовали, а украденные полотна, как выяснилось, не обнаружили. В бюро уточнили, что ряд экспонатов наверняка уже несколько раз сменили владельцев, которые даже не догадывались об их ценности. На месте большинства похищенных картин в музее до сих пор висят пустые рамы.

9

Национальный музей антропологии (Мексика)

27 декабря 1985 года в Национальный музей антропологии в Мексике сумели проникнуть грабители, которые похитили 124 экспоната — артефакты и золотые украшения майя, инков и ацтеков.

Экспонаты были сделаны из золота, нефрита, обсидиана и бирюзы, они располагались в семи витринах в трех галереях музея на первом этаже здания и в подвале. Кража была обнаружена в 8 часов утра, во время смены караула. Ни один из восьми охранников не заметил грабителей.

В музее не было электронной системы сигнализации, а сами артефакты не были заперты.

Позже стало известно, что преступление совершили два выпускника колледжа, которые более 50-ти раз посещали музей, а в день ограбления перепрыгнули через забор, проникли в здание через систему вентиляции, а затем уехали на припаркованной возле музея машине. Полицией были найдены 119 артефактов, которые были возвращены в музей.

10

Лувр

21 августа 1911 года итальянский художник и декоратор Винченцо Перуджиа выскользнул из шкафа в Лувре, где он прятался всю ночь, подошел к картине Леонардо да Винчи «Мона Лиза», вынул ее из рамы и незаметно покинул здание. Кражу заметили только через 24 часа. Для распространения на улицах Парижа французская полиция распечатала 6,5 тысяч фотографий картины, после чего «Мона Лиза» обрела свою известность.

https://www.youtube.com/watch?v=PQOJHU2eF8U

В 1913 году вор обратился к флорентийскому дилеру по имени Альфред Джери (Alfred Geri), который, как он надеялся, должен был помочь ему продать картину за наличные.

Картина была извлечена из чемодана с двойным дном, трещины были идентифицированы по красочному слою, и Джери сразу вызвал полицию, после чего вор был арестован.

Винченцо Перуджиа был приговорен к 380-дневному тюремному заключению, но провел в тюрьме семь месяцев и четыре дня.

Источник: https://bigpicture.ru/?p=1242311

Источник: https://zefirka.net/2019/11/27/10-samyx-gromkix-v-istorii-ograblenij-muzeev/

«Охрана должна быть в каждом зале». Почему в крупных музеях крадут и портят картины

Воровство в музеях

Эксперт группы компаний безопасности «Витязь» Петр Фефелов рассказал «360», что режим охраны музеев обеспечивают персонал, его хранитель, которые опечатывают и ставят помещения на сигнализацию.

Кроме того, если экспозиция ценная или дорогостоящая, то учреждения могут привлекать к работе охранников, оборудовать залы системой комплексной безопасности, включающей видеонаблюдение, и так далее.

Говоря о происшествиях в Третьяковке и эффективности системы безопасности галереи, Фефелов пояснил, что зачастую все зависит от профессионализма сотрудников музея.

Поэтому следствию предстоит изучить внутренний регламент работы галереи и выяснить, как персоналу следует поступать при возникновении неполадок, насколько работники проинструктированы на такие случаи и насколько жестко выполняются требования.

«Каждый объект охраны имеет свои особенности. Там, по всей видимости, основной акцент сделан на технической составляющей, то есть всевозможных электронных датчиках.

Но мы понимаем, что любые устройства могут выходить из строя», — сказал он.

Эксперт не исключил, что какой-то из датчиков мог сломаться, но выставку все же решили открыть, попутно вызвав мастера для устранения неисправности. Что в конечном итоге привело к краже картины.

После происшествия с работой Репина корреспондент «360» побывал в галерее и убедился, что при желании испортить мировые шедевры довольно несложно.

В частности, на входе не было аппарата для досмотра сумок — он был визуальным, смотрителям приходилось следить за порядком не в одном, а в двух-трех залах, на большинстве картин отсутствовали защищающие стекла, а столбики оградок, которым вандал повредил полотно, все так же стояли в залах.

В свою очередь, Фефелов напомнил, что, помимо смотрителей в музеях, как правило, работает система видеонаблюдения. Но оперативное реагирование на происшествия возможно только при наличии сотрудника, непрерывно наблюдающего за происходящим, а также подготовленной охраны. И очень плохо, если камеры просто записывают события, а, помимо пожилых смотрительниц, в музее нет секьюрити.

«Если человек что-то задумал, то ему нужно 10-15 секунд, чтобы, например, испортить картину. Сотрудник, который разрабатывает регламент по безопасности, должен учитывать все возможные моменты. И, исходя из этого, нужно выстраивать систему безопасности.

Если экспонаты бесценные, охрана должна быть в каждом зале. Или должен быть отдельный зал, где они будут висеть.

И там должен находиться физически крепкий и подготовленный персонал, который сможет задержать злоумышленника или предупредить его действия», — добавил Фефелов.

В России, по словам эксперта, существует единая концепция подхода к музейной безопасности. Поэтому определенный минимум должен соблюдаться везде, в том числе и в регионах. Как правило, упор делают на технических средствах безопасности: видеонаблюдение и сигнализация, — хотя эффективно препятствовать порче имущества могут только «крепкие люди».

Воруют везде

Искусствовед, историк и коллекционер Сергей Подстаницкий рассказал «360», что в российских музеях достаточно надежная система охраны, однако от «случайностей даже крупные галереи не застрахованы». Но тоже самое, по его словам, иногда происходит в мелких музеях.

Например, в Италии сторож может одновременно быть и охранником, и билетером, и экскурсоводом. А с учетом того, что в таких галереях часто висят не самые последние имена, воры-непрофессионалы, бывает, просто связывают сторожа и похищают картины.

Воруют также в крупных западных музеях или на серьезных международных ярмарках.

Буквально недавно, в ноябре 2018 года, из галереи венского аукционного дома Dorotheum украли картину знаменитого импрессиониста Пьера Огюста Ренуара «Залив, море, зеленые скалы».

Спустя месяц по подозрению в краже правоохранители задержали 59-летнего украинца, сообщало австрийское издание Kurier.

Полотна при нем не нашли, но известно, что в 2005 году мужчину осудили за кражу полотна Айвазовского в одном из украинских музеев.

В 2009 году из нидерландского музея вооруженные грабители, писало АFP, вынесли картину сюрреалиста Сальвадора Дали «Юность» и работу польской художницы Тамары де Лемпицкой «Музыкантша».

В 2012 году неизвестный похитил другую картину Дали — «Портрет дона Хуана Тенорио» — из галереи на Мэдисон Авеню, отмечала The Sunday Telegraph.

Однако спустя неделю вернул полотно по почте владельцу — нью-йоркской галерее Venus Over Manhattan.

«Так что да, история очень неприятная, но говорить, что произошло что-то из ряда вон выходящее, нельзя. Слава богу, что картина нашлась и, надеюсь, вернется на свое место», — отметил искусствовед Подстаницкий.

По его сведениям, во многих регионах власти выделяют немалые деньги на обеспечение сохранности экспозиций местных музеев. Но есть «забытые местными и федеральными властями» музеи, в них, конечно, ситуация похуже.

Однако того, что творилось в культурных учреждениях в 1970–1980-е годы, когда «просто сторож с берданкой сидел», как, например, в музее в Дмитрове, где украли картину Айвазовского «Вид на Ревель», давно нигде нет.

Ранее в региональных музеях вскрывались истории, когда оказывалось, что часть наиболее дорогостоящих вещей заменена копиями.

«Но это уже вопрос нечистоплотности сотрудников. Сейчас в региональных музеях картины не портят и не воруют, потому что большинство местных чиновников понимают, что музеи не только визитная карточка, привлекающая туристов, но и сцена, позволяющая красиво выступить перед камерами и рассказать, что в музее есть», — пояснил Подстаницкий.

Просто, как украсть шоколадку

Эксперт по комплексной безопасности СПБ «Русская охрана» Андрей Павлов пояснил «360», что картины похищают по всему миру. Но за последнее время он не слышал, чтобы это происходило так же просто, «как воровство шоколадки из супермаркета». В российской же галерее кража произошла по очень простой схеме.

«Не нужно было задействовать сложные схемы или подкуп должностных лиц. Достаточно было купить форму охранника за 900 рублей и билет. Зайти, снять и спокойно уйти.

Я не слышал, чтобы в серьезном западном музее кража удалась бы по такому простому сценарию.

Там всегда бывает или силовой захват, когда приезжают несколько человек с автоматами, или преступниками решается серьезная техническая задача с подкупом должностных лиц и привлечением сложной техники», — добавил Павлов.

Во многих западных музеях, помимо смотрителей, в каждом зале присутствует по одному, а то и больше специально подготовленных для этой работы вооруженных охранников. В российских учреждениях культуры, по мнению эксперта, ситуация другая.

Он отметил, что в музеях частенько забывают, что, помимо непосредственной стоимости картины в миллионы рублей или долларов, каждый шедевр уникален и неповторим, если он пропадет, то второго такого уже никогда не будет.

И воспрепятствовать этому может только комплексная система охраны, состоящая из строгой организации, технических средств и охранников.

Также эксперт не исключил, что недостаточно эффективная защита народного достояния может крыться в нехватке у музеев денег, а также халатности администрации или работников культурных учреждений или коррупции.

Вообще же воровство полотен — процесс довольно сложный, ведь кража — лишь 10% от дела, нужно еще найти покупателя.

Судя по тому, с какой простотой была украдена картина, и тому, в каких условиях ее спрятали, сказал Павлов, вряд ли злоумышленники были профессиональными похитителями предметов живописи и вряд ли у них был заказчик.

Поскольку в этом случае картина бы уже «уехала из страны, эта система работает быстро». Нужен просто надежный канал для провоза картины через границу. Обычно это или «окно» с использованием коррумпированных сотрудников или контрабанда.

Источник: https://360tv.ru/news/tekst/pochemu-v-krupnyh-muzejah-kradut-i-portjat-kartiny/

ТОП-10 самых громких музейных краж

Воровство в музеях

Украсть произведение искусства – весьма заманчиво, ведь рискнув один раз, можно заработать много денег. Картины известных художников стоят десятки миллионов долларов, при этом, как оказалось, украсть их не так уж сложно.

Хотя ворам известно, что сбыть с рук ворованное полотно практически невозможно, поэтому их чаще всего нанимают миллионеры, желающие иметь произведение искусства в своей коллекции.

Познакомьтесь с самыми нашумевшими кражами из музеев.

В 2010 году вор оказался внутри музея, проникнув через окно. После этого грабитель скрыл лицо под маской и с ловкостью вытащил полотна известных художников. Ущерб музея равняется сотням миллионов долларов. Во время преступления на смене дежурило три охранника, но ни один не увидел ничего подозрительного.

2. Неудача на складе произведений искусств в Нью-Йорке

В 80-х годах взломали нью-йоркское хранилище. Это ограбление стало одним из самых наглых из всех. Выяснилось, что кража была задумана хозяином хранилища с целью получения страховки на сумму 18 миллионов долларов. Для этого он вступил в сговор с грабителями, которые его подвели: полиция стала их догонять еще со склада. Торговца затем судили за преступный сговор и воровство.

3. Невосполнимая потеря в Музее Ван Гога в Амстердаме

В 2002 году воры через крышу проникли в амстердамский музей и практически молниеносно умыкнули два полотна.

Преступникам каким-то образом удалось не засветиться в системе слежения, а после того, как заработала сигнализация, они успели убежать. Через два года поймали двух подозреваемых, но пропавшие полотна так и не обнаружили.

Ущерб – 30 миллионов долларов. Сейчас музей объявил вознаграждение в 100 тысяч евро человеку, вернувшему полотна.

4. «Топорная» работа в замке Драмланриг

В 2003 году четверо сообщников вошли в шотландский замок под видом зевак и похитили знаменитую картину. В ограблении им помог топор, которым воришки напугали гида, затем стянули полотно и убежали. Так замок потерял «Мадонну» стоимостью в 40 миллионов долларов. Позднее, правда, полотно нашлось в Глазго.

5. Кража в ночном Лувре

В 1911 году произошло потрясающее в своей простоте ограбление Лувра. Вор родом из Италии поселился в Париже, устроился работать в Лувр, после чего смог втереться в доверие к персоналу.

В ночь ограбления Винченцо Перуджа, так звали дерзкого воришку, остался в музее на ночь, снял «Мону Лизу» и спрятал под рабочую форму. Утром Винченцо с лёгкостью покинул здание музея, не вызвав подозрений.

Его арестовали только после попытки сбыть полотно с рук на родине.

6. Незаметное ограбление в Национальном антропологическом музее в Мексике

В 1985 году произошло ограбление в Мехико, которое заметили только спустя целые сутки. Воры проникли в музей, и никто из охраны этого не заметил, так как система оповещения на тот момент не работала уже как три года. Воры смогли вынести почти полторы сотни экспонатов. Ущерб музея – 20 миллионов долларов.

7. Грабеж в Собрании фонда Эмиля Бюрле в Швейцарии

В 2008 году грабители, скрывая лица под масками и вооружившись, смогли вынести из Собрания фонда картины на сумму больше 160 миллионов долларов. Само ограбление не имело особого плана и происходило днем, это послужило хорошим уроком для всех европейских музеев. Исчезнувшие картины мастеров кисти не нашлись.

8. Нашумевшая кража в Музее Кюнстхал в Роттердаме

Совсем недавно преступники вошли в Кюнстхал с черного хода и унесли полотна на сумму больше 20 миллионов долларов.

Немного позднее житель Румынии признался в своем участии и подал в суд на музей за то, что кража была простейшей, и даже не сработала сигнализация. Как сказала мать преступника, ей пришлось сжечь полотна для защиты сына.

И да, у нее обнаружили пепел, чей анализ показал, что возраст сгоревшего материала соответствует возрасту пропавших полотен.

9. Увлекательное ограбление в Национальном музее Швеции

Эту кражу словно скопировали с американского боевика: вначале воры взорвали несколько машин в противоположных уголках города, а после проткнули шины полицейских машин.

После этого спектакля грабители добрались до музея, где один из преступников остался охранять вход, а двое снимали полотна. Ущерб музея – 30 миллионов долларов.

Воры недолго торжествовали, буквально через две недели арестовали восьмерых преступников, участвующих в ограблении.

10. «Полицейская» кража в музее Изабеллы Стюарт

В 90-х годах, когда все жители отмечали религиозный праздник, два человека, переодевшись в полицейскую форму, посетили музей якобы по вызову. Затем преступники связали охранников и «изъяли» тринадцать произведений искусства. Музей потерял около полумиллиарда долларов. Кстати, преступникам удалось скрыться, а их ограбление и сейчас не раскрыто.

Источник: https://topkin.ru/top/top-10-samykh-gromkikh-muzejnykh-krazh/

Кражи из Эрмитажа: 7 громких ограблений музея

Воровство в музеях

4 июля 1994 года на выставке «Культура и искусство народов Кавказа» не досчитались одного предмета — стеклянной египетской чаши 3 века до н. э. Хотя пропажу заметили не сразу. На витрине лежала записка, сообщающая, что экспонат находится на исследовании. Как выяснилось позже, речь шла о другом предмете, а чаша была украдена.

 Евгений Феоктистов (на тот момент начальник отдела по борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей) сообщил, что «преступление совершено на уровне младшего технического персонала — электриков, сантехников и уборщиц», так как предмет имеет историческую и научную ценность, но не составляет интерес для охотников за антиквариатом.

Как в воду глядел: год спустя экспонате был найдет в квартире бывшего музейного электрика.

2. 221 экспонат на 130 миллионов рублей

Самое массовое ограбление музея за его историю. 31 июля 2016 года сотрудники обнаружили пропажу более чем двух сотен экспонатов в результате плановой ревизии. Среди похищенных предметов были 90 икон, золотые и серебряные кресты, ювелирные украшения, зеркало и часы Фаберже, а также множество ценной посуды и предметов быта: чайники, чаши, сахарницы, ложки, пудреницы, часы.

Преступницей оказалась Лариса Завадская — хранительница Эрмитажа, скончавшаяся в начале проверки, — а помогали ей сообщники — муж и его знакомый.

Позже коллеги Ларисы признались, что знали все о махинациях женщины — мол, она с работы добро сумками уносила — но боялись признаться руководству. Супружескую пару обвинили в хищении 77 предметов, за что дали Завадскому 5 лет тюрьмы.

Куда исчезли остальные ценности, неизвестно. Музею удалось вернуть чуть больше двадцати реликвий, девять из которых коллекционеры принесли добровольно.

3. «Бассейн в гареме» в кабинете Зюганова

22 марта 2001 года. Третий этаж, отдел западноевропейской живописи, зал № 330.

По одним данным смотрительница на несколько минут покинула помещение, чтобы забрать из кассы зарплату, другие источники твердят, что бдящей бабули не было вообще из-за нехватки кадров или бюджета.

Итог один: грабитель оказался в пустом зале и быстро вырезал из подрамника полотно «Бассейн в гареме» француза Жана Леона Жерома, не подключенное к сигнализации.

Пять лет поисков ни к чему не привели, и картина считалась утерянной навсегда.

Все исправил неожиданный случай: в 2006 году неизвестный подкинул картину в приемную КПРФ, уверяя, что лишь Зюганов не украдет и не продаст произведение искусства, а вернет его народу.

До 2009 полотно находилось на реставрации — судя по повреждениям, его не раз складывали, мяли и относились отнюдь не бережно — после чего вновь обосновалось в Эрмитаже.

4. Серебряный кувшин и проверка сигнализации

К счастью, не все кражи удаются, некоторые инциденты удалось предотвратить. Так, в 2006 году бесстрашный посетитель, разбив витрину, потянулся за серебряным кувшином 17 века. Тут же сработала сигнализация, вора задержали.

И был бы случай скучным и рядовым, если бы не объяснения мошенника. По словам горе-похитителя, он всего лишь хотел проверить, как работает сигнализация и есть ли на посуде клеймо. И заставил тем самым усомниться в собственном психическом здоровье.

5. Гравюры и фотографии из библиотеки

В январе 2015 в прессе сообщили об очередной краже из музея. На этот раз «похудела» коллекция Научной библиотеки, пропали фотографии, иллюстрации и гравюры.

«Виновником торжества» опять оказался сотрудник Эрмитажа — мужчина выносил экспонаты, за которые получил от антикварного магазина около 5 миллионов рублей, в течение трех лет.

Все они были найдены и возвращены на свои законные места.

6. Охранники-золотоискатели

Из Золотой кладовой в 1994 году пропало ни много ни мало три золотые римские монеты. Витрину открывали чем-то вроде отвертки, а похищенные экспонаты оказались не самыми ценными (хотя и стоили вместе около миллиона) — орудовал явно не профессионал.

Подозреваемыми стали два охранника, которые дежурили в ночь кражи на улице, но периодически заходили в здание погреться. Вину мужчин доказать не удалось… сразу. Только через 8 лет, когда фамилия одного из соучастников фигурировала в другом громком деле, следователи вернулись к монетам и их похитителям.

В содеянном признался один из бывших охранников, но монеты так и не вернули.

7. До Украины и обратно

В июле 2005 понесла потери экспозиция «Художественное убранство русского интерьера». Украли польскую вазу из стекла, латуни и меди, доставшуюся Эрмитажу от частного коллекционера в конце 20 века.

Причем воры сделали это умело, ведь днем в помещении находился смотрителя,  а сам зал оборудован сигнализацией и датчиками движения. После происшествия в СМИ появлялась информация о почти раскрытом деле — например, за границей обнаружили несколько ваз и других экспонатов, предположительно украденных в России.

Вазу в итоге нашли через год в Украине, а вернули спустя еще четыре года — во время круглого стола «Украина — Россия: возвращение культурных ценностей».

Текст подготовила Ксения Карпова для Teleprogramma.pro

Источник: https://zen.yandex.ru/media/teleprogramma.pro/kraji-iz-ermitaja-7-gromkih-ograblenii-muzeia-5b826ba1f86d9500aaed1494

Ограбление в Дрездене: украденные сокровища могут исчезнуть навсегда

Воровство в музеях
Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Грабители сосредоточились на трех витринах из десяти в зале, где были выставлены изделия с бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами

Общая стоимость похищенных из музея «Зеленые своды» (Grünes Gewölbe) на рассвете в понедельник драгоценностей до сих пор официально не объявлена. Однако изначальные опасения о краже на сумму в миллиард евро, возможно, оказались преувеличены.

Как видно из опубликованной видеозаписи с камер наблюдения, грабители разбили топором и опустошили три из десяти витрин в зале, посвященном эпохе барокко. Именно здесь хранились изделия, инкрустированные бриллиантами, сапфирами, рубинами и изумрудами.

В сумме в трех витринах находилось около 100 экспонатов из коллекции саксонского короля Августа Сильного (союзника русского царя Петра I в войне со Швецией).

Некоторые из артефактов, которые вначале записали в похищенное, оказались на месте.

Генеральный директор Государственных художественных собраний Дрездена Марион Акерманн заявила, что потрясена жестокостью, с которой преступники разгромили сокровищницу.

«Мы говорим о сокровищах, историческую, культурную и художественную ценность которых оценить невозможно, — сказала она. — У них нет ценника, потому что они бесценны».

Как оказалось, экспонаты сокровищницы не застрахованы.

Media playback is unsupported on your device

момента ограбления с камер наблюдения обнародовано германской полицией

В среду «Зеленые своды» открылись для посещения — в более современной части музея, которая не подверглась разгрому.

Специалисты предупреждают, что те драгоценности, которые похитители вынесли в мешках, могут исчезнуть навсегда — продать их крайне сложно, и чаще всего в подобных случаях ювелирные изделия варварски разламывают, чтобы извлечь камни и реализовать их на рынке по отдельности — или распилить. По словам директора, это было бы трагедией.

Полиция опубликовала фотографии некоторых украденных экспонатов и обратилась с призывом к гражданам — сообщить, если они увидят такие предметы.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Музей просит воров не ломать произведения ювелирного искусства. На снимке — меч, инскрустированный десятками бриллиантов. Он тоже похищен

Почему сокровищница плохо охранялась?

Германская пресса предъявила множество вопросов руководству музея и охранникам: почему грабители так легко зашли в помещение? Почему стекло не бронированное и его можно разломать топором? Почему охранники, которые были на посту в момент ограбления, не задержали злоумышленников и дали им уйти?

На охранные системы и безопасность «Зеленых сводов» выделяется ежегодно 8 млн евро, сообщило руководство дрезденского музея.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Стоимость похищенного официально пока не объявлена, но возможно, она меньше 1 млрд евро, о котором говорили вначале

В ответ на критику Марион Акерманн заявила, что грабители унесли бы еще больше, если бы витрины не были так надежно укреплены. Судя по тому, что воры действовали быстро и явно знали расположение экспонатов в зале, у них был информатор из числа сотрудников музея, предполагает полиция.

Следствие считает, что операция была тщательно спланирована: злоумышленники устроили пожар на подстанции, таким образом выведя из строя сигнализацию, целенаправленно вломились в зал через окно, отогнув прутья решетки, быстро разбили шкафы-витрины, наполнили мешки и скрылись. Полиция позднее нашла в городе сожженный автомобиль Ауди, на котором, вероятно, грабители уехали с места преступления.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Польский орден Белого орла тоже попал в руки грабителей

Претензий к охранникам у руководства музея нет — когда воры в черном проникли в музей, охрана быстро вызвала полицию.

Открыто противостоять преступникам и вступать с ними в рукопашную не входило в их обязанности, поскольку это сопряжено с опасностью для жизни.

Разбойный характер нападения был очевиден, грабители были вооружены топорами, и охранники, согласно инструкции, дожидались прибытия полицейского наряда.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Многие экспонаты относятся к эпохе барокко

Основатель организации Art Recovery International, которая занимается детективной деятельностью и разыскивает похищенные предметы искусства, назвал кражу в Дрездене ограблением эпических масштабов.

«Музеи, подобные этому, находится под постоянной осадой варварских преступных банд: они расплавляют золото, выковыривают драгоценные камни, не обращая ни малейшего внимания на важность культурного наследия», — говорит Кристофер Маринелло.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Эта величественная подвеска принадлежала в XIX веке королеве Саксонии Амалии Августе Баварской

Сокровища коллекции саксонского короля сравнивают с ценностями лондонского Тауэра и московского Алмазного фонда. Немецкий таблоид Bild в день ограбления писал, что стоимость похищенного может достигать 1 млрд евро.

Министр культуры земли Саксония назвала экспонаты «Зеленых сводов» «бриллиантами в короне королевства», принадлежащими всему народу.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Полиция оцепила территорию вокруг бывшего королевского замка Резиденцшлосс, где выставлена коллекция, чтобы криминалисты могли изучить каждый квадратный сантиметр

«Как только я услышал, что именно было похищено, я сразу понял, что нас ждет, — говорит «детектив мира искусства» Маринелло. — Мы больше не увидим этих произведений — во всяком случае, в целом виде».

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption Больше всего в Германии опасаются, что исчезнувшие экспонаты канут в Лету

Чем знамениты «Зеленые своды»

Коллекция сокровищ начала XVIII столетия хранится в Резиденцшлоссе — бывшем замке саксонских королей. В ней восемь залов. Три зала были разрушены авиацией союзников во время бомбардировок Дрездена в конце Второй мировой войны, но затем замок был восстановлен и отреставрирован.

Название «Зеленые своды» происходит от малахитового цвета стен в нескольких залах.

Правообладатель иллюстрации Reuters Image caption В 2006 году канцлер Германии Ангела Меркель осматривала сокровища «Зеленых сводов»

Самые ценные экспонаты хранились в самой старой части замка — в зале барокко на первом этаже.

Всего в коллекции музея около 3 тыс. ювелирных изделий, а также посуда, оружие, предметы декоративного искусства — все они инкрустированы золотом, серебром, слоновой костью или жемчугом. Здесь хранится «статуя мавра» с изумрудами и 648-каратным сапфиром — подарок Августу Сильному от Петра I.

Один из самых редких камней коллекции, зеленый изумруд размером в 41 карат, сейчас находится на выставке в Нью-Йорке.

Курфюрст Саксонии и выборный король Польши Август Сильный начал собирать коллекцию в 1723 году.

***

Источник: https://www.bbc.com/russian/news-50576678

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: