Возмещение Ущерба Окружающей Среде

Содержание
  1. Компенсация вреда окружающей среде
  2. Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
  3. Информация об изменениях:
  4. Электронная библиотека
  5. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды
  6. Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного окружающей среде
  7. Органы, фиксирующие причинение вреда
  8. Порядок предъявления исков
  9. Таксы установлены Указами Президента
  10. Формулы приведены в Методике расчета размера возмещения вреда
  11. В некоторых случаях возмещение вреда производится по фактическим затратам
  12. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
  13. Компенсация вреда окружающей среде в 2020 году
  14. Понятие вреда окружающей среде, когда вред подлежит компенсации
  15. Как определить, в каком размере должна быть выплачена компенсация вреда окружающей среде
  16. Компенсация вреда окружающей среде: таксы для расчета компенсации
  17. Законодательные акты по теме

Компенсация вреда окружающей среде

Возмещение Ущерба Окружающей Среде

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

См. комментарии к статье 78 настоящего Федерального закона

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

См. комментарии к статье 78 настоящего Федерального закона

1. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

2. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 марта 2017 г.

3. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Электронная библиотека

Вред, причиненный окружающей природной среде, возмещается в соответствии с основными принципами гражданского права, закрепленными в главе 59 ГК РФ. Эти принципы можно отнести ко всем компенсационным отношениям.

В то же время применительно к окружающей природной среде они имеют свои характерные особенности, обусловленные спецификой объекта экологического правонарушения, своеобразием условий возникновения вреда и наличием существенных особенностей его содержания.

С учетом общего и особенного эти принципы могут быть сформулированы следующим образом:

Всеобщая обязанность причинителя возместить причиненный вред. Она выражается, в первую очередь, в существовании правила, по которому привлечение к уголовной, административной ответственности не освобождает виновных от выполнения о

Полное возмещение причиненного вреда. Для гражданских правоотношений подобное требование означает, как подчеркивается в статье 15 ГК РФ, взыскание реального ущерба и упущенной выгоды.

Для экологических правоотношений применение такого принципа означает взыскание как экономического вреда в виде реального ущерба и упущенной выгоды, так и вреда экологического в объеме, доступном для исчисления.

Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником.

Солидарная ответственность при совместном причинении вреда. При солидарной ответственности кредитор вправе привлечь к ответственности любого из должников как в полном объеме, так и в любой ее части.

Применение этого принципа в области охраны окружающей природной среды дает возможность усилить гарантии компенсации вреда, поскольку принцип солидарной ответственности позволяет взыскать весь причиненный вред с одного из должников, который имеет для этого необходимое имущество или денежные средства.

Часть 3 статьи 87 закона «Об охране окружающей природной среды устанавливает, что при наличии нескольких причинителей вреда, взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда, в том числе с изыскательских, проектных, строительных организаций.

Вред, причиненный источником повышенной опасности, подлежит возмещению независимо от вины причинителя по факту причинения вреда. Это общее правило гражданско-правовой ответственности располагает широкими потенциальными возможностями в экологической сфере.

Следует отметить, что источником повышенной опасности должна признаваться любая деятельность, отвечающая двум признакам – повышенная вероятность причинения вреда и невозможность полного контроля за ней со стороны человека.

Кроме того, вопрос о признании ответчика источником повышенной опасности должен решаться судом в каждом конкретном случае.

Читайте так же:  Условия удержания излишне выплаченной пенсии

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

Источник: https://vitprint.ru/kompensatsiya-vreda-okruzhayushhej-srede/

Порядок исчисления возмещения вреда, причиненного окружающей среде

Возмещение Ущерба Окружающей Среде

Наряду с другими видами ответственности в сфере экологии (административной, уголовной, гражданско-правовой), а часто вместе с ними, применяется возмещение вреда, причиненного окружающей среде (т. н. экологическая ответственность).

В соответствии со ст. 101 – 101-4 Закона об охране окружающей среды экологическая ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • она может применяться в отношении организации, а не гражданина;
  • применяется по требованию государственного органа, осуществляющего контроль в области охраны окружающей среды;
  • возмещение вреда производится, как правило, в полном объеме[2], добровольно или по решению суда.

Органы, фиксирующие причинение вреда

Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим государственный контроль в области охраны окружающей среды (Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды[3], Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерство лесного хозяйства, Министерство сельского хозяйства и продовольствия[4])[5], в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установления факта причинения вреда окружающей среде[6].

Факт нарушения составляют различные события (выбросы, сбросы, уничтожение, повреждение и другие незаконные действия[7]). Нарушение может быть выявлено в ходе проведения контроля, в т.ч. аналитического (лабораторного), по сообщениям других госорганов, юридических лиц и граждан и т.п., с применением инструментального и расчетного методов, визуального наблюдения и др.

С юридической точки зрения факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства (т.н. опровержимая презумпция).

По видам деятельности, перечисленным в Указе Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности»[8], ответственность причинителя вреда еще более строгая, по сути безвиновная (т.н. неопровержимая презумпция).

В таких случаях избежать экологической ответственности можно только доказав, что вред возник вследствие непреодолимой силы[9] (ст.101-2 Закона об охране окружающей среды).

Словарь

Непреодолимая сила характеризуется объективной непредотвратимостью (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, действия диких животных и т.п.

), причем ее источник должен быть внешним по отношению к организации, а не внутренним (см. ст.948 ГК; п. 24 и др. Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18.12.

2003 №13 «О применении судами законодательства об ответственности за правонарушения против экологической безопасности и природной среды»).

Порядок предъявления исков

До предъявления иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) предъявляют лицу, причинившему вред окружающей среде, претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, содержание которой регламентировано ст. 101-3 Закона об охране окружающей среды. К ней должен быть приложен акт об установлении факта причинения вреда окружающей среде. При возмещении вреда в денежной форме срок его возмещения не должен превышать двух месяцев со дня предъявления претензии.

В случае полного или частичного отказа удовлетворить претензию о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, соответствующий государственный орган (организация) либо прокурор предъявляют иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется.

Важно

Требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (ст.101-4 Закона об охране окружающей среды).

Таксы установлены Указами Президента

Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами, установленными:

  1. Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде»[10] (семью приложениями к нему), а именно для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде:

  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства (кроме поступившего от стационарного или мобильного источника выбросов);
  • выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильного источника выброса, связанными с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выброса, связанным с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства;
  • деградацией земель (включая почвы) любой категории, за исключением земель лесного фонда;
  • деградацией земель лесного фонда;
  • сбросами сточных вод в водные объекты с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства, а также в результате попадания (поступления) отходов в поверхностные водные объекты;
  • лесам и объектам растительного мира.

Указ № 348 допускает применение к этим таксам повышающих или понижающих коэффициентов в зависимости от конкретных обстоятельств;

2) Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.

2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности ведения охотничьего хозяйства и рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ими»[11], которым утверждены таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде физическими и юридическими лицами в результате незаконного изъятия или уничтожения диких животных и вредного воздействия на среду их обитания. Для некоторых видов диких животных (включенных в Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения[12], Красную книгу Республики Беларусь и т.п.) предусмотрен кратный коэффициент.

Формулы приведены в Методике расчета размера возмещения вреда

Надзорные органы используют методику расчета размера возмещения вреда, приведенную в Положении № 1042 (п. 6–11). Если применяется один коэффициент, то формула для расчета выглядит следующим образом:

C = T x Ku x Pi;

если применяется несколько коэффициентов, то:

C = T x SUM Ku x Pi,

где    C — размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, в белорусских рублях;

T — таксы, установленные Указами № 580 и № 348, умноженные на размер базовой величины[13], установленной законодательством на дату составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде;

Ku — соответствующие коэффициенты, установленные данными указами;

SUM Ku — сумма соответствующих коэффициентов, установленных Указами № 580 и № 348[14];

Pi — показатель:

  • массы загрязняющих веществ, топлива, веществ, смеси веществ, материалов, отходов, побочных продуктов производства, диких животных (их эмбрионов), грибов, дикорастущих растений и (или) их частей, соответственно в тоннах, килограммах;
  • объема сжатого газа, в тысячах м3;
  • площади земель (включая почвы), участков, газонов, цветников, соответственно в м2, гектарах;
  • количества животных (их эмбрионов), деревьев, кустарников, саженцев, сеянцев, соответственно в экземплярах.

В случаях, когда размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется по нескольким таксам и (или) показателям, размер возмещения вреда исчисляется отдельно по каждой таксе и (или) показателю и рассчитанные размеры возмещения вреда суммируются.

В случае причинения вреда выбросом загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов с превышением нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов по нескольким показателям (мг/м3, г/с, т/год) одного загрязняющего вещества размер возмещения вреда исчисляется по одному из превышенных показателей, имеющему наибольшую кратность превышения установленных нормативов.

В случае установления фактов превышения нормативов предельно допустимой концентрации, фоновой концентрации химических и иных веществ в разных слоях земли (включая почвы) (глубиной до 20 см, от 20,1 до 50 см, от 50,1 до 100 см, от 100,1 до 150 см, от 150,1 см и более) на одной пробной площадке (участке) размеры возмещения вреда, причиненного окружающей среде, рассчитываются по каждому слою земли (включая почвы) и суммируются.

В некоторых случаях возмещение вреда производится по фактическим затратам

При отсутствии либо невозможности применения такс возмещение вреда производится по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Состав затрат в таком случае определяется исходя из видов и объема работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, включая затраты на разработку, рассмотрение, согласование, утверждение проектной документации, наблюдение за состоянием окружающей среды, компонента природной среды и прогноз его изменения в период проведения указанных работ, неполученные государством доходы (см. п. 8 Положения № 1042).

Обратите внимание

Согласно ст. 101-1 Закона об охране окружающей среды также допускается возмещение в «натуре», т.е. посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств причинителя вреда в соответствии с предписаниями соответствующего государственного органа (впрочем, судебная практика на этот счет противоречива).

При исчислении размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения земель (включая почвы) химическими и иными веществами (п.

 11 Положения №1042), применяются таксы, дифференцированные по степени деградации — низкая, средняя, высокая, очень высокая, установленные в Приложении 4 к Указу № 348.

Показатели деградации земель для отнесения из к одной из четырех степеней определены в Приложении 1 к Положению № 1042.

Оценка степени деградации земель проводится по показателю, устанавливающему их наибольшую степень. В случае загрязнения земель несколькими химическими и иными веществами определяется суммарный показатель деградации земель.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебные споры по поводу возмещения ущерба окружающей среде достаточно частые, опубликованная судебная практика обширна. Чаще всего речь идет о нарушениях, связанных с лесопользованием и заготовкой древесины. Хотя встречаются и другие дела, в частности, относящиеся к сфере промышленности, транспорта, строительства и т.д.

Пример 1

Хозяйственный суд Могилевской области (решение от 27.05.2011 (дело № 133-3/2011)) удовлетворил исковые требования областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. С государственного унитарного коммунального дочернего строительного предприятия (далее — ГУКДСП) «К» взыскано 567 000 руб.

[15] в возмещение вреда, причиненного окружающей среде.

Основанием к удовлетворению иска послужили выводы суда о том, что ответчик в нарушение требований законодательства самовольно осуществлял разработку внутрихозяйственного карьера ОАО «А»; в результате незаконных действий ответчика окружающей среде нанесен вред.

Из материалов дела следует, что ГУКДСП «К» по договору строительного подряда от 04.11.2010 № 62 осуществляет строительство птицефабрики по выращиванию и откорму цыплят бройлеров. Заказчик строительства — ОАО «А».

Документы дела (отзыв на иск, обращения ответчика в различные государственные органы по вопросу доставки грунта из карьеров, расположенных вблизи строительных объектов, путевые листы) свидетельствовали о том, что ответчик по согласованию с заказчиком строительства разрабатывал карьеры на землях заказчика и доставлял грунт из карьеров на строительный объект. ГУКДСП «К» и ОАО «А» это обстоятельство не опровергали.

Источник: https://ecologia.by/number/2018/3/Poryadok_ischisleniya_vozmescheniya_vreda_prichinennogo_okruzhayuschej_srede/

Компенсация вреда окружающей среде в 2020 году

Возмещение Ущерба Окружающей Среде

На законодательном уровне определено 2 способа компенсации вреда, причиненного окружающей среде: в натуральном выражении и путем выплаты денежной суммы, соразмерной ущербу.

Суд оценивает наличие технических и материальных возможностей причинителя вреда и, если находит их достаточными, требует проведения восстановительных работ за счет бюджета и сил виновного лица. Бывает и так, что компенсация вреда окружающей среде возмещается сразу обоими способами.

Если виновник причинения ущерба уклоняется от обязательств по компенсации ущерба природе в натуре, с него взыскиваются деньги.

Понятие вреда окружающей среде, когда вред подлежит компенсации

Четких критериев деградации природных систем и истощения ресурсов не установлены, а значит оценивать степень и тяжесть вреда объективно не представляется возможным.

Когда речь идет о причинении вреда природе, подразумевается негативное ее изменение под воздействием загрязняющих факторов, из-за которого деградировали естественные экологические системы, а также истощились отдельные ресурсы.

Как физические, так и юридические лица, обязаны взять на себя ответственность и компенсировать вред природе в полной мере в следующих случаях:

  • при разрушении природных комплексов и ландшафтов, экологических систем;
  • при деградации экологических комплексов;
  • при загрязнении природы;
  • при порче и полном уничтожении природных ресурсов;
  • при истощении природных ресурсов;
  • при нерациональном использовании ресурсов природы.

Как определить, в каком размере должна быть выплачена компенсация вреда окружающей среде

Ущерб природе компенсируется в полной мере. При определении размера компенсации учитываются таксы и установленные ранее методики расчета масштабности причиненного природе вреда.

Если методики и таксы в отношении конкретного случая не установлены, компенсация выплачивается на основании фактически требуемых расходов на проведение восстановительных работ и упущенной выгоды (убытков).

Методики расчета и таксы утверждаются органами исполнительной власти, специализирующимися в сфере охраны природы и ресурсов.

Такса – метод компенсации вреда окружающей среде, применяемый в сфере гражданско-правовой ответственности; это взыскание с виновного лица определенной суммы денег.

Сумма средств рассчитывается на основании подзаконных актов; здесь учитывается стоимость природного объекта и количество денежных средств, которого будет достаточно для восстановления и развития комплекса или объекта природы.

Если вред был причинен особо охраняемым объектам природы, например, упомянутым в Красной Книге, сумма таксы будет увеличена на повышающий коэффициент.

Компенсация вреда окружающей среде: таксы для расчета компенсации

Закон предписывает рассчитывать денежный эквивалент причиненному природе ущербу на основании целого ряда такс. При расчете используются следующие таксы:

  1. Такса, установленная с целью определения размера взысканий за вред, который был причинен лесам. Здесь таксы различны для:
    • деревьев, насаждений и кустарников, допущенных для лесозаготовительных работ;
    • деревьев, насаждений и кустарников, из которых заготавливать древесину запрещено;
    • нарушений, обнаруженных на территории защитных и особо защитных участках эксплуатационных лесов (такса удваивается);
    • нарушений, совершенных на особо защитных участках защитных лесов (такса увеличивается в 3 раза).
  2. Такса для определения величины взыскания за вред, который был причинен рыбным запасам и водным биологическим ресурсам. Такса определяется властями субъекта РФ в зависимости от экологической ценности вида животного и растения в отношении единичного экземпляра.
  3. Такса для расчета стоимости всех объектов животного мира, добытых или убитых незаконно (за каждый экземпляр):
    • для возмещения вреда при незаконном отлове и убийстве животных, которые относятся к объектам охоты;
    • для компенсации вреда при незаконной добыче и уничтожении животных, упомянутых в Красной Книге.

Если физическое или юридическое лицо причинило вред состоянию почвы, атмосферного воздуха, вод, используются методики расчета величины ущерба.

Методики применяются с учетом экономических, биологических, природно-климатических и прочих показателей, демонстрирующих стоимость поврежденного природного объекта и количество денежных средств, которое потребуется для восстановления и развития нарушенных систем.

При допущении нарушений в области водных ресурсов, денежная компенсация взыскивается в размере суммы:

  • вреда от изменения качества воды;
  • вреда, выраженного в снижении биопродуктивности водного объекта.

Если ущерб причинен атмосферному воздуху, сперва определяется масса загрязняющих компонентов – для этого применяется расчетный или экспертный метод оценки.

Вред, причиненный почве, исчисляется в зависимости от того, каким именно образом он был причинен нарушителем:

  • путем незаконного перекрытия поверхности почвы или почвенного профиля;
  • путем размещения отходов потребления и производства в неположенном месте;
  • путем допущения проникновения в почву химических веществ и их смесей.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗОб охране окружающей среды и компенсации причиненного ей вреда

Источник: https://zabotarabota.ru/kompensaczii/kompensacziya-vreda-okruzhayushhej-srede-v-2020-godu

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: