Возможность освобождения от административной ответственности

Содержание
  1. Основания освобождения от административной ответственности коап
  2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
  3. Законодательство об административной ответственности
  4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
  5. Статья 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  6. Освобождение от административной ответственности
  7. Основания освобождения от административной ответственности
  8. Ограничение административной ответственности
  9. Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности
  10. Незаконное освобождение от административной ответственности
  11. Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности
  12. Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса
  13. Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  14. Комментарий к ст. 2.9 КоАП
  15. Судебная практика по статье 2.9 КоАП
  16. Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ
  17. Малозначительность – основание освобождения от административной ответственности
  18. Специальные случаи освобождения от административного наказания
  19. Освобождение от административной ответственности. Срок административной ответственности
  20. Основания освобождения от ответственности
  21. Малозначительность
  22. Замена наказания
  23. Освобождение от наказания несовершеннолетних
  24. Истечение сроков давности
  25. Специальные виды оснований освобождения от ответственности
  26. Отличия между понятиями «освобождение от административной ответственности» и «исключение административной ответственности»
  27. Проблемы функционирования института освобождения от ответственности
  28. Практика применения норм об освобождении от ответственности

Основания освобождения от административной ответственности коап

Возможность освобождения от административной ответственности

Позитивная административная ответственность — это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.

Традиционная (ретроспективная) административная ответственность — это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Особенности административной ответственности:

  1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
  2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
  3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
  4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
  6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
  7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
  8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
  9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
  10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).

Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.

В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.

Принципы, цели, функции и основания административной ответственности

Цели административной ответственности:

Функции административной ответственности:

  1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
  2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
  3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.

Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.

Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.

Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.

Законодательство об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.

Задачи законодательства об административных правонарушениях:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан;
  • охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды;
  • охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности;
  • защита собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
  • защита общества и государства;
  • предупреждение административных правонарушений.

Действие законодательства об административной ответственности различается:

  1. во времени;
  2. в пространстве;
  3. по кругу лиц.

Действие законодательства об административной ответственности во времени:

  1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
  2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
  3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.

Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:

  1. общего действия (распространяется на все субъекты);
  2. специального действия.

Виды специальных субъектов:

  • несовершеннолетние;
  • должностные лица;
  • военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
  • иностранные граждане и лица без гражданства;
  • юридические лица Российской Федерации;
  • иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).

Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

Обстоятельства, исключающие административную ответственность, — установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, — 16 лет на момент совершения административного правонарушения.

Крайняя необходимость — противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Невменяемость — состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Читайте так же:  Образцы подписей лиц уполномоченных подписывать документы

Обстоятельства освобождения от административной ответственности — установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Статья 2.9 КоАП РФ. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

Новая редакция Ст. 2.9 КоАП РФ

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Источник: https://jurkonspb.ru/osnovaniya-osvobozhdeniya-ot-administrativnoj-otvetstvennosti-koap/

Освобождение от административной ответственности

Возможность освобождения от административной ответственности

   Освобождение от административной ответственности возможна в случаях: малозначительность, невменяемость, иные основания. Остановимся на каждом из пунктов.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по административным делам поможет Вам избежать или снизить ответственность, предусмотренную КоАП РФ: профессионально, на законных основаниях и в срок. Звоните уже сегодня!

Основания освобождения от административной ответственности

   Малозначительность – это особая оценка последствий деяния, квалифицирующего как административное правонарушение.

Применение меры освобождения от ответственности в связи с малозначительностью деяния является решением должностного лица или уполномоченного органа, ведущего дело об административном правонарушении.

Малозначительность указывает на незначительный характер правовых последствий или их отсутствие.

   Это отличается данное основание от всех других, где уполномоченный орган и его должностное лицо обязываются освободить от административной ответственности по законным основаниям.

   Невменяемость лица – это его состояние, когда оно в момент совершения правонарушения не могло осознавать, что совершается правонарушение, не могло руководить своими действиями. Обычно такие лица являются недееспособными по решению суда, или имеют психические заболевания, слабоумие и другие расстройства.

   Замена другим видом наказания так же является основание освобождения от серьезных последствий в виде большого наказания по КоАП РФ. Применяется данная мера, как правило, к лицам с особым статусом, для которых предусмотрены меры привлечения к ответственности по дисциплинарным уставам. Среди них – сотрудники ОВД, военнослужащие и т. д.

ПОЛЕЗНО: если полностью избежать ответственности не получается, то читайте и смотрите видео, как снизить административный штраф с  помощью нашего адвоката

Ограничение административной ответственности

   Ограничение административной ответственности – это установленные законом запреты на применение определенных мер административного воздействия.

  • 1 группа случаев – лицо совершило административное правонарушение и к нему надлежит применить административную санкцию, однако это невозможно ввиду его статуса или состояния. К примеру, беременная женщина является должником по административному производству, но не может быть подвергнута административному приводу по поводу своего состояния.
  • 2 группа случаев – ограничиваются основания для применения мер административной ответственности. К этой группе случаев относят применение мер дисциплинарной ответственности к лицам, совершившим административное правонарушение и обладающих соответствующим статусом. При этом речь идет не об освобождении их от административной ответственности, а о применениях к ним административных санкций. На общих основаниях лица, подчиняющиеся дисциплинарным уставам, несут ответственность за нарушения ПДД, правил охоты, рыболовства, контрабанду, нарушения при пересечении границы страны. Однако в случае совершения ими административного правонарушения иного характера, к ним не могут быть применены исправительные работы, арест, штраф.

Порядок освобождения и ограничения от административной ответственности

   Освобождения от административной ответственности является мерой, которую применяет к нарушителю:

  1. Должностное лицо уполномоченного органа
  2. Уполномоченный орган
  3. Суд
  4. Происходит это в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

   В случае, если суд или должное лицо властного органа при рассмотрении обстоятельств административного правонарушения примут решение об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, они оформляют свое решение соответствующим образом. Обычно должностное лицо выносит отказ от привлечения к административной ответственности по какому-либо из оснований, а суд описывает основания освобождения в мотивировочной части решения.

   При этом, лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, может влиять на свою судьбу путем обращения с ходатайством к должностному лицу или суду об освобождении от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, невменяемости лица.

   Ограничение мер административном ответственности как правило происходит в случае, когда вынесено решение о применении таких мер в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении или в случае, когда лицо подлежит применению административных мер.

   Возможность применения таких мер рассматривается должностным лицом, вынесшим соответствующее решение, а также должностными лицами властного органа, уполномоченными исполнить решение о применении к лицу мер административной ответственности.

   Как правило, лицо, имеющее право на ограничение мер административной ответственности, должно сообщить об этом тогда, когда узнало о применении к нему таких мер. Подразумевается, что такое лицо должно быть уведомлено о применении к нему мер административной ответственности и основаниях к их применению.

Незаконное освобождение от административной ответственности

   Такое явление безнаказанности довольно часто встречающийся в адвокатской практике случай. Установить незаконность освобождения от административной ответственности могут установить:

  • Вышестоящее должностное лицо
  • Прокурор
  • Вышестоящая судебная инстанция

ВАЖНО: как правило, это происходит по заявлению (жалобе) заинтересованной стороны.

   Самым распространенным случаем является незаконное освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности деяния.

Должностные лица властных органов часто случайно или намеренно допускают такое освобождение, беря в расчет получение пострадавшим страховки за испорченную (украденную, уничтоженную) вещь или на основании возмещения правонарушителем ущерба пострадавшим, применения им иных мер устранения последствий. Такие основания не могут являться основания для освобождения от ответственности по малозначительности.

НА ЗАМЕТКУ: читайте подробнее, как составить заявление о привлечении к административной ответственности правильно по ссылке

Освобождение несовершеннолетних от административной ответственности

   Освобождение от ответственности несовершеннолетних происходит, как правило, ввиду того, что какой-либо состав административного правонарушения предусматривает наказание для лиц, переступивших порог совершеннолетия.

   По общим правилам, возраст административной ответственности – 16 лет.

   Несовершеннолетний правонарушитель, достигший возраста ответственности, освобождается от ответственности решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.  Основанием такого решения является применение к несовершеннолетним мерам воздействия, которые предусмотрены законодательством о защите прав несовершеннолетних.

ИНТЕРЕСНО: смотрите видео и Вы узнаете, почему Доверители решают обратиться именно к нам

Ограничение административной ответственности субъектов малого бизнеса

   Субъектами малого предпринимательства являются небольшие, микропредприятия.

   Применение мер административного характера к предпринимательским субъектам как правило связано с осуществлением контроля их деятельности надзорными, контролирующими и иными органами.

   Субъекты малого предпринимательства, как правило, имеют соответствующие административные преференции. Среди них – ограничение административной ответственности.

   Наш адвокат по административным делам поможет Вам, нужно только записаться на консультацию и совместно начать действовать на пути решения проблемы. Звоните прямо сейчас!

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

Возможность освобождения от административной ответственности

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Комментарий к ст. 2.9 КоАП

Комментируемая статья предусматривает возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения.

В отличие от такого основания освобождения от административной ответственности, как невменяемость лица, совершившего правонарушение, освобождение от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения носит не абсолютный, а относительный характер, так как применяется только по усмотрению судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации не содержит никаких указаний на то, какие правонарушения можно считать малозначительными. В то же время при применении ст. 2.9 следует учитывать разъяснения, данные высшими судебными органами.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 Постановления от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изменениями от 25 мая 2006 г.

) указал, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 17 Постановления от 2 июня 2004 г.

N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» отметил, что, установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.

9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Хотя при применении ст. 2.9 КоАП РФ нарушитель и освобождается от административной ответственности, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Устное замечание направлено на то, чтобы проинформировать нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.

Устное замечание имеет несомненное сходство с таким административным наказанием, как предупреждение, так как и то и другое призвано оказывать моральное воздействие на нарушителя.

Однако между ними имеются и определенные различия: предупреждение применяется только в случаях, прямо предусмотренных санкцией статьи Особенной части КоАП РФ, применение устного замечания возможно при совершении любого правонарушения, не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ), устное замечание — в устной; применение к лицу предупреждения в случае повторного совершения однородного административного правонарушения в течение одного года влечет за собой последствия, установленные ст. 4.3 КоАП РФ, применение устного замечания таких последствий не влечет.

В случае принятия решения об объявлении лицу устного замечания выносится постановление о прекращении производства по данному делу (ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).

Судебная практика по статье 2.9 КоАП

Определение Верховного Суда РФ от 11.03.2019 N 301-ЭС19-679 по делу N А11-8165/2018

Судами также установлено, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание в виде предупреждения назначено судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 4.1 КоАП РФ, исходя из низшего предела санкции нормы части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и освобождения общества от административной ответственности согласно положениям статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели.

Источник: https://koapru.ru/statja-2.9/

Освобождение от административной ответственности по ст. 24.5 КоАП РФ

Статья 24.5. КоАП РФ содержит примерный перечень обстоятельств, при которых не должно происходить возбуждение дела об административном правонарушении. А если оно уже возбуждено, то подлежит прекращению на любой стадии. 

Во-первых, это отсутствие события правонарушения. То есть и не было никакого противоправного действия (бездействия).

Во-вторых, это отсутствие состава правонарушения. Действие (бездействие) было, а вины нет. Или действие совершил недееспособный или невменяемый гражданин. Возможно, нарушителю еще не исполнилось 16 лет. И так далее.

В-третьих, если правонарушение совершено в состоянии крайней необходимости. Интересное, но сложно доказуемое основание.

Нарушитель должен доказать, что иными способами, кроме как совершенными, он не мог устранить опасность. Его интересам и правам, правам и охраняемых законом интересам третьих  лиц, государства и общества.

А также тот факт, что причиненный в результате нарушения вред – менее значительный, чем предотвращенный.

В-четвертых, истечение срока давности привлечения к административной ответственности. Учитывая особенности длящегося административного правонарушения. 

И иные способы, о которых мы рассказали в публикации “прекращение административного производства“. И в ряде дополнительных статей.

Малозначительность – основание освобождения от административной ответственности

Освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности административного нарушения. Решение принимает  орган власти (должностное лицо, суд) по подведомственности административных дел. Но это право, а не обязанность органа, рассматривающего дело.

В таких случаях выносится устное замечание, но это не вид административного наказания. И обратите внимание, малозначительность можно распространить на любое правонарушение. В том числе установленное законодательством субъектов РФ.

Специальные случаи освобождения от административного наказания

Комиссия по делам несовершеннолетних – один из органов, рассматривающих дела. О правонарушениях, которые совершили несовершеннолетние (с 16 до 18 лет). И этот орган вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Однако при этом применит иные меры, которые предусматривает специальное законодательство РФ. Это индивидуальная профилактическая работы. Основы ее закрепляет закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”. А также иные многочисленные программы и законы в этой сфере.

Решение принимается с учетом обстоятельств дела и личности нарушителя.

Не секрет, что огромное количество постановлений за нарушения в области дорожного движения фиксируют камеры. И административный штраф придет собственнику транспортного средства. А если транспортом управлял не собственник? Ведь постановление-то уже вынесено.

Тогда такой собственник может написать жалобу на постановление. И доказать, что в момент совершения нарушения автомобилем управляло иное лицо. В том числе в результате противоправных действий. Тогда уполномоченный орган вынесет решение об освобождении от административной ответственности собственника.

аналогичный порядок действует и для собственников земельных участков при фиксации нарушений правил в области благоустройства территорий.

От административной ответственности освобождается гражданин, который добровольно сдал наркотические средства (и т.п. средства и вещества).

Однако в том случае, если не преследовал цели их продажи. Такое же решение будет принято, если гражданин добровольно обратился в медицинскую организацию за лечением от наркомании. Или добровольно направлен на социальную реабилитацию.

Эти основания действуют для лиц, употребляющих наркотики или психотропные средства (а также в отношении хранения, перевозки, изготовления без цели сбыта).

Военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, несут ответственность за административные правонарушения, как правило, по дисциплинарным уставам (положениям). Кроме правонарушений (ст. 2.5. КоАП РФ), за совершение которых ответственность наступает на общих основаниях.

Примечания к ряду статей Особенной части КоАП РФ устанавливают специальные основания освобождения от административной ответственности, связанные с поведением лица после совершения нарушения.

Источник: https://iskiplus.ru/osvobozhdenie-ot-administrativnoj-otvetstvennosti/

Освобождение от административной ответственности. Срок административной ответственности

Возможность освобождения от административной ответственности

Административная и уголовная ответственность – самые тяжелые правовые последствия для нарушителей. Однако по сущности административная ответственность такова, что зачастую складывается ситуация, когда деяние гражданина, содержащее черты того или иного правонарушения, тем не менее, не несет большой общественной опасности.

Основания освобождения от ответственности

Отсутствие негативных последствий для правонарушителя на практике связано с двумя ситуациями: когда речь идет об исключении такого явления, как административно-правовая ответственность при наличии всех признаков проступка; либо когда правонарушение признано совершенным, однако сам виновный не подлежит привлечению к ответственности. Кодекс об административных правонарушениях выделяет следующие основания для освобождения от административной ответственности: малозначительность, замена другим наказанием, невменяемость и другие.

Связано освобождение, в частности, и с тем, что государственному аппарату необходимо экономно расходовать средства принуждения. задача органа-правоприменителя – правильно учесть содержание объективной и субъективной сторон состава правонарушения, выявляя смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Малозначительность

Кодекс РФ об административных правонарушениях дает право суду, органу, должностному лицу, которые составляют постановление о назначении административного наказания, при определенных признаках признать совершенное деяние малозначительным.

Надо сказать, указание на малозначительность существовало еще во времена СССР, в прежнем Кодексе, однако до сих пор законодатель не дал точного определения данному термину, не прояснил, каковы критерии оценки, а лишь делегировал эту обязанность правоприменителю.

Для должностных лиц же в большинстве случаев служит авторитетным мнение Верховного суда. Согласно Постановлению Пленума ВС от 24.03.

05 № 5, малозначительным административным правонарушением можно считать деяние, характер, размер вреда и тяжесть последствий которого не являются большой угрозой для нормального функционирования общественных отношений.

При этом не учитываются личностные мотивы и имущественное положение виновного. При этом суд, выступая конечной инстанцией, вправе подвергнуть изменению решение иного органа, признав постановление незаконным и отменив его.

Таким образом, в законе нет точного понятия малозначительности, что, с одной стороны, позволяет уполномоченному лицу быть демократичнее, с другой – создает поле для злоупотреблений, влекущих освобождение от административной ответственности при недопустимых обстоятельствах.

Замена наказания

В случае если происходит освобождение от административной ответственности по признакам малозначительности, к правонарушителю применяется устное замечание, которое относится к мерам реагирования. Устное замечание информирует недопустимость такого поведения в будущем.

Оно не имеет письменного выражения и может быть вынесено на любой стадии административного производства.

Также замена производится в случаях, когда речь идет о военных (военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности), несовершеннолетних, обычно дело обстоит с проступками, совершенными впервые.

Новшеством, внесенным в Кодекс РФ об административных правонарушениях, являются последние изменения, касающиеся смягчения наказаний для субъектов малого и среднего предпринимательства за правонарушения, выявленные в ходе государственных проверок, — вместо штрафа инструментом принуждения выступает предупреждение.

Освобождение от наказания несовершеннолетних

Административная юридическая ответственность несовершеннолетних является особым случаем. Стоит отметить, что лица от 16 до 18 уже выступают в качестве субъектов административной ответственности. Суд может прийти к выводу о замене наказания устным выговором, опираясь на данные о личностных качествах правонарушителя.

Такое решение выносится также и комиссией по делам несовершеннолетних, а список применимых мер регламентирован также Федеральным законом о профилактике безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних.

К примеру, комиссия может потребовать принести публичные извинения, сделать предупреждение, подвергнуть общественному порицанию и передать ребенка под домашний надзор.

Истечение сроков давности

Срок административной ответственности также может повлиять на назначение наказания, что отчасти взято из норм уголовного права. Ст. 4.

5 указывает на такие сроки привлечения к ответственности, как три месяца, год со дня совершения административного правонарушения – при нарушении законодательства о территориальных морях, исключительной экономической зоне государства, о защите интересов инвесторов на рынке бумаг, нормах таможенного, валютного, налогового и других законодательств.

Причина подобного «упущения» кроется в том, что, в отличие от уголовного права, административное не признает принципа неотвратимости наказания за совершенный проступок.

В случае если правонарушение носит длительный характер, то сроки исчисляются с момента обнаружения такового.

Высший Арбитражный суд в бытность своего существования указывал на то, что, проверяя давность, необходимо помнить, что день выявления противоправного деяния и является днем совершения. При этом следует исходить из обстоятельств и признаков объективной стороны.

Стоит учитывать и то, что срок давности, согласно действующему законодательству, имеет только одно основание для приостановления – ходатайство лица о рассмотрении дела по месту его проживания.

Некоторые ученые все же полагают, что нельзя рассматривать срок давности как условие, соблюдение которого влечет освобождение от административной ответственности, поскольку такой механизм больше связан с обеспечением действенности работы административно-юрисдикционного аппарата.

Специальные виды оснований освобождения от ответственности

К специальным видам оснований освобождения можно отнести как случаи привлечения отдельных групп субъектов (к примеру, военнослужащих или несовершеннолетних), так и составы Особенной части, в которых напрямую прописан алгоритм освобождения от ответственности.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, могут не привлекаться к административной ответственности, если в пределах части функционирует определенный дисциплинарный акт.

К примеру, ст. 15.

11 содержит положения об ответственности за нарушение бухгалтерского учета и отчетности, где часть вторая допускает освобождение от ответственности в том случае, если нарушившие возместят недостаток уплаченных налогов, исправят соответствующие недочеты и ошибки в налоговой декларации.

Ст. 2.6.1 предназначена для освобождения собственника транспортного средства от ответственности в ситуациях, когда машина управлялась не им (по доверенности, в результате угона). Ст. 14.32 предусматривает освобождение для лица, которое первое выполнило все условия.

Отличия между понятиями «освобождение от административной ответственности» и «исключение административной ответственности»

Административное законодательство построено так, что некоторые правоведы объединяют обстоятельства, освобождающие от административной ответственности, с обстоятельствами, её исключающими, таким образом рассматривая крайнюю необходимость и невменяемость в общем списке. Однако это, безусловно, два разных правовых института, поскольку первый случай не исключает вредоносность деяния обществу (в отличие от крайней необходимости), действия лица признаются правомерными и не содержащими умысла.

Проблемы функционирования института освобождения от ответственности

Больше всего правовых проблем связано с нормами, которые носят оценочный характер. Отсутствие признаков малозначительности дает возможность административному органу самостоятельно оценить обстоятельства, что имеет негативные последствия и порождает разнобой в практике.

Также крайне неправильным кажется и то, каков порядок освобождения от уголовной ответственности лица, не управлявшего транспортом на момент фиксации правонарушения, поскольку речь, скорее, идет об отсутствии состава как такового – ненадлежащем субъекте деяния.

Практика применения норм об освобождении от ответственности

Рассматривая вопрос о малозначительности, необходимо знать, есть ли правонарушения, в отношении которых применить норму не представляется возможным. Действительно, Верховный суд в Постановлении № 18 от 24.10.

06 дал понять, что невозможно использовать правило о малозначительности в случаях, когда дело связано с распитием спиртных напитков при управлении транспортным средством, поскольку машина является источником повышенной опасности.

Суд учитывает потенциальный вред общественным отношениям, независимо от причиненного вреда.

При этом нередки разночтения: к примеру, в одном случае суд не посчитал неприменение контрольно-кассовой техники единично как нарушение, несущее угрозу общественному порядку, ссылаясь на то, что продавец, осуществлявший продажу, работал первые сутки и имел хорошую характеристику.

В другом же случае суд посчитал, что в деянии присутствует угроза общественным отношениям, несмотря на то что сумма, по которой отпускался товар, была незначительной. Иногда в ходе судебного следствия выясняется, что состав правонарушения наносит более серьезный вред, чем указаный в статье КоАП РФ, в таком случае становится невозможным наказать нарушителя административно.

Уголовная ответственность, скорее всего, даст возможность квалифицировать содеянное как состав преступления.

Все это позволяет сделать вывод о том, что правоприменителям, так или иначе, требуется более точное разъяснение критериев освобождения от административной ответственности.

Источник: https://FB.ru/article/275623/osvobojdenie-ot-administrativnoy-otvetstvennosti-srok-administrativnoy-otvetstvennosti

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: