Взыскание Налоговых Санкций

Налоговые санкции

Взыскание Налоговых Санкций
Энциклопедия МИП » Налоговое право » Правонарушения » Налоговые санкции

Налоговые санкции могут носить финансовый и иной характер.

В широком понимании начисление налоговых санкций следует понимать как применение неблагоприятных последствий, связанных с несоблюдением обязанностей, связанных с налогообложением. Штрафные санкции могут иметь выражение штрафа, взыскания недоимки или пени.

В суженом понимании они подразумевают под собой меру ответственности, которая выражается в виде финансового взыскания и устанавливается законодательством РФ.

Налоговые санкции устанавливаются в виде штрафов и исчисляются:

  • как процентное соотношение к той сумме налогов, которая неуплачена;
  • как твердая сумма;
  • как процентное соотношение, рассчитываемое от определенных объектов, устанавливаемых для проведения расчетов.

Как мера ответственности, санкции являются выражением, в котором проявляется контроль органов, осуществляющих учет налогов. Они применимы за неуплату и выражаются в виде взысканий. Санкции за нарушение налогового законодательства можно условно классифицировать на правовосстановительные и карательные.

К первой группе относятся такие виды ответственности, которые устанавливаются в результате неправомерных действий, связанных с нарушением финансового интереса страны и выражаются в восстановлении нарушенного права.

Вторая группа имеет направленность по предупреждению правонарушений. Такая мера ответственности необходимо для исправления и перевоспитания субъекта, ставшего нарушителем.

К нарушителям применяются недоимка и пеня. Применение недоимки означает исчисление и компенсацию той суммы сборов, которая не была уплачена. Такая мера ответственности, как пеня, применима при неверном исчислении или уплате налогов и является дополнением к основному обязательству налогоплательщиков.

Применение штрафных санкций осуществляется в рамках судебных производств.

Определение размера ответственности является компетенцией судов, которые обязаны контролировать срок давности, предоставленных законодателем для взыскания.

Общий срок давности, применимый при наказании за налоговые правонарушения, не может превышать 6 месяцев с того момента, когда правонарушения были обнаружены, что подтверждается актом, который составляет представитель налогового органа.

Установление налоговых санкций

Исполнение налоговых санкций может быть осуществлено в результате их установления и назначения. Определение таковых осуществляется при учете ряда принципов, система и виды которых определены законодателем, а также установлены процессуальными решениями судов различных инстанций.

Наиболее важным принципом, с использованием которого налоговые санкции взыскиваются, является справедливость и соразмерность.

Процесс установления ответственности, назначаемой в рамках законодательства РФ, должен быть обоснован правилом, согласно которого ограничивать прав и свободы предпринимателей и иных плательщиков налоговых обязательств, можно только в таких объемах, которые соразмерны целям наказания и не оказывают влияния на снижение объема  прав иных лиц.

На конституционном уровне установлены виды наказаний налогоплательщиков, размеры взысканий, система освобождения от последствий правонарушений, учет и порядок действий, связанных с процессом взыскания штрафных санкций за неуплату обязательных сборов.

Система наказаний должна быть дифференцирована, соразмерна, однократна, индивидуализирована и обоснована.

Применение налоговых санкций

Применение санкций налогового характера, уплата которых должна быть проведена плательщиком, осуществляется контролирующим органов. Среди таких органов, особое положение принадлежит налоговой инспекции. К ее функциям относятся процесс по исчислению и учету налогов, подлежащих уплате.

Правонарушения, представляющие собой неуплату налогов, должны выявляться налоговым органом и пресекаться им путем взимания штрафов.

Совершение нескольких правонарушений влечет за собой применение нескольких санкций, что исключает возможность поглощения менее строгих наказаний более строгими.

Процедура назначения и определения санкций возлагается на судебные органы.

Основанием для рассмотрения таких дел является заявление налоговых органов. К материалам, прилагаемым к таким заявлениям должны содержаться все необходимые данные о нарушении, размерах сумм, которые не были уплачены и о том, какие виды наказаний должны быть применены к нарушителю.

Мера взыскания, обозначенная в заявлении, может быть применена к нарушителю при условии соблюдения сроков давности, которые составляют 6 месяцев и исчисляются с того момента, когда состоялась фиксация нарушения. Способом фиксации нарушения является создание акта.

В тех случаях, когда срок давности истек, суд вправе отказать истцу. Последний имеет возможность восстановить сроки, для чего подается ходатайство. Удовлетворение такого ходатайства возможно при обосновании уважительности причин, повлекших такой пропуск.

Сроки неприменимы к заявлениям плательщиков, предметом которых является списание безнадежных санкций с лицевых счетов.

Увеличение и уменьшение размера штрафа

Положения НК определили круг обстоятельств, способствующих уменьшению или увеличению объема назначаемой ответственности. 

В качестве обстоятельств, способствующих отягощению уровня ответственности, принимается повторность совершаемых правонарушений.

Круг обстоятельств смягчающих налоговую ответственность является открытым, что говорит о возможность применения самых различных сведений ответчика в качестве смягчения вины. К таким обстоятельства может быть отнесено и сложное финансовое положение, и совершение деяния впервые, и отсутствие умысла в таких действиях.

Любое из обстоятельств, признанное таким, которое уменьшает степень вины, является поводом для снижения финансового эквивалента штрафа наполовину. 

Снизить штраф может и сам налоговый орган, но и уже сниженный штраф может быть уменьшен на основании судебного решения, о чем должен ходатайствовать ответчик, предоставляющий документы, позволяющие уменьшить ответственность субъекта налогообложения.

Взыскание налоговых санкций

Процесс взыскания налоговых санкций, которые могут быть выражены в виде штрафа, недоимки или пени, возложен на налоговый орган, выявивший и зафиксировавший нарушение законодательных норм.

Установить размер санкции должен суд, к которому с заявлением обращается инспекция, требующая привлечения к ответственности субъекта налогообложения.

Процессуальное решение о взыскании штрафных санкций, является основанием для проведения принудительного взыскания, через органы ФССП. Лицо, признанное нарушителем может исполнить решение налогового или судебного органа в добровольном порядке, а равно и вправе проводить обжалование таких решений.

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/nalogovye-sankcii.html

Новый порядок взыскания налоговых штрафов

Взыскание Налоговых Санкций

Нововведения НК РФ о порядке привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности содержат противоречия и неясности и поощряют злоупотребления налоговых органов.

С 1 января 2006 года изменен порядок привлечения налогоплательщиков — предпринимателей и юридических лиц к налоговой ответственности. НК РФ дополнился статьей 103.

1 «Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа», а содержание пункта 6 статьи 108 «Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения» НК РФ сокращено.

Суть этих нововведений сводилась к тому, что небольшие, по мнению законодателя, налоговые штрафы можно взыскивать с налогоплательщиков (кроме физических лиц) во внесудебной процедуре.

Спустя год в порядке взыскания налоговых штрафов наступили очередные изменения. С 1 января 2007 года статья 103.1 НК РФ утратила силу и ряд норм претерпел значительные изменения. Оценка очередных нововведений вызывает определенные затруднения.

Существует мнение, что законодатель не отменил прошлогодние нововведения (взыскание в бесспорном порядке мелких штрафов), а распространил их на все случаи привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности [ сноска 1 ] .

Некоторые юристы считают, что с 1 января 2007 года инспекторы будут списывать штрафы в бесспорном порядке, опираясь на нормы, закрепленные в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ [ сноска 2 ] .

Специалисты налогового права дают налогоплательщикам рекомендации по защите прав при бесспорном взыскании штрафов.

Между тем толкование новой редакции НК РФ не позволяет однозначно утверждать, что порядок взыскания налоговых штрафов с 2007 года становится бесспорным (внесудебным).

«Взыскать, нельзя судиться»

Изменилась статья 31 «Права налоговых органов» НК РФ: самостоятельное право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 16 ст.

31 прежней редакции), трансформировалось в право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 14 ст. 31 в новой редакции).

Из этого можно сделать вывод, что порядок взыскания недоимки, пеней и штрафов стал универсальным.

Судя по названию, статья 46 НК РФ также универсальна по своему содержанию и распространяет право бесспорного взыскания не только на налоги и пени, но и на штрафы.

Однако пункт 10 статьи гласит, что ее положения применяются также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Такие случаи предусмотрены в статьях 101.

2 и 69 НК РФ, хотя ссылок на статью 46 НК РФ они не содержат.

Статья 101.3 «Исполнение решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» НК РФ предусматривает, что такое решение подлежит исполнению со дня его вступления в силу (п.

1) налоговым органом, вынесшим решение (п. 2).

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение, направляется в установленном статьей 69 НК РФ порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 3).

Статья 69 НК РФ позволяет направлять налогоплательщику требование об уплате штрафа, а статья 46 НК РФ — выносить решение о взыскании штрафа по истечении срока, указанного в соответствующем требовании (п. 3 и 10).

Из изложенного следует, что механизм взыскания налогового штрафа стал аналогичным механизму взыскания налоговой недоимки и пеней: решение о привлечении к налоговой ответственности (ст. 102.1 НК РФ), требование об уплате штрафа (ст. 69 НК РФ), решение о взыскании штрафа (ст. 46 НК РФ).

Такой вывод подкрепляется формулировкой пункта 1 статьи 104 «Исковое заявление о взыскании налоговой санкции» НК РФ: «После вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании с лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом».

НК РФ прямо не указывает, что в отношении организаций и предпринимателей внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, следовательно, и налоговый орган не должен обращаться с исковым заявлением в суд.

Пункт 1 статьи 115 «Сроки исковой давности взыскания штрафов» НК РФ

гласит: «Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса».

Но перечисленные нормы устанавливают срок для обращения в суд с таким иском только в случае пропуска срока на вынесение решения налогового органа о бесспорном взыскании (два месяца с предельной даты исполнения требования об уплате налога).

Таким образом, порядок взыскания штрафов с организаций имеет бесспорный (внесудебный) характер.

«Взыскать нельзя, судиться»

Изложенное толкование опровергается статьями 104, 105 и 108 НК РФ в новой редакции.

Пункт 2 статьи 104 НК РФ говорит о том, что исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Как видим, статья адресована разным субъектам правонарушения, но порядок взыскания остается одним и тем же — судебным.

Статья 105 «Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций» НК РФ однозначно указывает на то, что налоговые санкции с юридических и физических лиц должны взыскиваться только по искам налоговых органов в суд (арбитражный или общей юрисдикции).

Из названия и содержания этой нормы следует, что, вынося решение о взыскании налоговой санкции в соответствии со статьей 46 НК РФ, налоговый орган приводит его в исполнение, подавая заявление в арбитражный суд, а не направляя инкассовое поручение в банк налогоплательщика.

Изменяя формулу презумпции невиновности налогоплательщика в пункте 6 статьи 108 НК РФ, законодатель оставил без изменения другие положения этой нормы. По-прежнему обязанность доказывания объективной и субъективной стороны налогового правонарушения лежит на налоговых органах.

То есть и налоговый орган, проводивший проверку, и вышестоящий налоговый орган, рассматривающий жалобу налогоплательщика, обязаны доказать его вину.

В такой редакции неясно, перед кем налоговый орган имеет обязанность доказывания события налогового правонарушения и вины налогоплательщика, если право на взыскание штрафа будет бесспорным (внесудебным)? Даже если допустить, что налоговый чиновник должен доказать свою правоту вышестоящему налоговому чиновнику, то последний явно не может оценивать его доказательства непредвзято, поскольку оба они — представители одной и той же налоговой системы. Только в случае судебного решения вопроса виновности налогоплательщика данная законная обязанность имеет смысл.

Наконец, последнее: статьи 31, 46, 69 НК РФ носят бланкетный (отсылочный) характер к налоговому законодательству, в котором имеется очевидный пробел: случаев в несудебного порядка взыскания налоговых санкций НК РФ прямо не предусматривает. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.

2006 № 30 «О некоторых вопросах применения статьи 103.

1 Налогового кодекса Российской Федерации в части регулирования внесудебного порядка взыскания сумм налоговых санкций», если конкретные нормы НК РФ не содержат отсылок к статье 46 Кодекса, предусматривающей бесспорное взыскание санкций, то такой порядок взыскания не применяется.

Изложенные выводы разделяют и другие авторы [ сноска 3 ] .

Очевидно, что запятую в тезисе «ВЗЫСКАТЬ НЕЛЬЗЯ СУДИТЬСЯ» поставит либо законодатель, либо судебная практика, и ВАС РФ рано или поздно даст соответствующие рекомендации, как он это уже делал по поводу применения НК РФ в действующей редакции.

«Что делать?»

Рекомендация первая: толковать закон в свою пользу. Для этого имеются законные возможности.

В создавшейся ситуации можно рекомендовать налогоплательщику использовать две возможности:

• толковать закон в свою пользу;
• не соглашаться с выводами налогового органа о якобы совершенном налоговом правонарушении.

Налоговый закон должен быть ясным и непротиворечивым. Пунктом 7 статьи 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

В новой редакции НК РФ в порядке исполнения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности имеются противоречия и неясности, и они законодателем не устранены.

Следовательно, налоговый орган обязан исполнять свое решение о взыскании с налогоплательщика штрафных санкций только через суд.

Истолкование норм налогового закона должно быть конституционным. Несудебное толкование норм НК РФ ущемляет конституционные права налогоплательщиков.

Статья 47 Конституции РФ гласит о том, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Часть 3 статьи 35 Конституции РФ запрещает лишать лицо имущества иначе как по решению суда. Лишение налогоплательщика имущества в виде штрафной санкции во внесудебной процедуре неконституционно.

Презумпция невиновности является конституционным принципом.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17.12.96 № 20-П признал спорные положения налоговых законов, предоставляющие федеральным органам налоговой полиции право проводить взыскание с юридических лиц сумм штрафов в бесспорном порядке без их согласия, не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 35 (часть 3), 45 и 46 (части 1 и 2).

Источник: http://nalogoved.ru/art/1436.html

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: