Взыскание Страхового Возмещения

Содержание
  1. Иск на страховую компанию о взыскании возмещения по ОСАГО: как подать исковое заявление после претензии, образец
  2. Когда нужно обращаться в суд
  3. Куда обращаться, если отказывают в выплате
  4. Что можно получить по решению суда
  5. Как подать исковое заявление
  6. Составление иска
  7. Прилагаемые документы
  8. Госпошлина
  9. В какой срок будет принято решение
  10. Как оспорить судебное решение
  11. Рекомендации по взысканию
  12. Смотрите, какая тема — Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?
  13. Как работает ОСАГО по вопросу износа?
  14. Что произошло?
  15. Но только, если речь не о европротоколе!
  16. Как взыскать износ с виновника?
  17. Первый способ
  18. Второй способ
  19. Образец претензии виновнику
  20. Что говорит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2020 года?
  21. Решения судов о взыскании с виновника ущерба без учёта износа
  22. Как избежать взыскания износа самому виновнику?
  23. Взыскание страхового возмещения по ОСАГО
  24. С чего начать?
  25. Порядок действий для получения выплаты по возмещению ущерба по ОСАГО
  26. Как рассчитывается ущерб
  27. Что лучше — денежная или натуральная компенсация (ремонт)?
  28. Подготовка обращения в суд и судебное разбирательство
  29. Независимая экспертиза
  30. Подача иска
  31. Взыскание страхового возмещения по исполнительному листу
  32. Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей
  33. Устоявшаяся практика судов
  34. Новый взгляд суда на существующую проблему
  35. Новая практика
  36. Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Иск на страховую компанию о взыскании возмещения по ОСАГО: как подать исковое заявление после претензии, образец

Взыскание Страхового Возмещения

Полис ОСАГО защищает от расходов на ремонт в случае ДТП. Если виновником становится страхователь, то возмещением ущерба пострадавшей стороне займется СК. Свое транспортное средство придется ремонтировать за личные средства, если дополнительно не приобретен полис КАСКО. В некоторых случаях приходится предъявлять иск к страховой компании по ОСАГО.

Когда нужно обращаться в суд

Если СК отказывается выплатить возмещение, то это уже весомое основание, чтобы составить исковое заявление в суд на страховую компанию. Но для начала надо собрать полный комплект документов и провести независимую оценку у эксперта. О дате, времени и месте проведения экспертизы следует уведомить СК.

В заключении должен быть ответ на два вопроса:

  • причиной каких повреждений стало ДТП;
  • в какую сумму обойдется ремонт авто.

Перед тем, как подать в суд на страховую компанию, надо обязательно писать досудебную претензию. Эта процедура предусмотрена законодательством РФ, без нее исковое заявление о взыскании страхового возмещения не будет принято к производству.

Единой формы претензии для примера нет, документ составляется на усмотрение истца, главное – указать свои банковские реквизиты. Вместе с заключением эксперта претензия отправляется страховщику. В течение семи дней СК должна дать ответ или произвести выплату. Как правило, реакции на требования клиента нет. Но только после этого этапа можно думать, как подать иск на страховую компанию.

Еще одной причиной, из-за которой следует обращаться в суд, становится занижение размера компенсации. Законом установлен максимум – 400 тысяч рублей при тотале и 500 тысяч, если нанесен вред здоровью людей.

Если пострадал водитель или пассажиры, то границы выплат четко регламентированы:

  • родные погибшего получают 475 тысяч;
  • 25 тысяч – расходы на похороны.

Когда повреждения нанесены только ТС, то размер страховой выплаты определяется, исходя из оценки. Довольно часто поступают жалобы, что представители СК стараются занизить стоимость ремонта. Чтобы избежать таких ситуаций, рекомендуется привлекать к оценке незаинтересованного эксперта.

Куда обращаться, если отказывают в выплате

Иск подается по адресу регистрации СК. Если размер возмещения больше 50 тысяч, то делом занимается районный суд, если менее – то мировой. Есть четыре варианта, кроме суда, куда можно подать заявление о взыскании страхового возмещения по ОСАГО:

  • независимая экспертиза;
  • страховая компания;
  • союз автостраховщиков РФ;
  • Центральный Банк России.

Эксперт незаинтересованной организации поможет правильно оценить нанесенный вред ТС. Его заключение позволит подать иск на страховую компанию и аргументировать свои претензии в суде. Эффективной мерой является жалоба в РСА – организация, контролирующая качество услуг.

Что можно получить по решению суда

За несоблюдение срока выплаты по ОСАГО установлена неустойка, в размере 1% за каждые сутки просрочки от суммы возмещения. Если оспаривается занижение, то процент начисляется на разницу между общим размером возмещения, назначенным решением суда, и выплаченной суммой.

Штрафная неустойка начисляется со следующего дня после даты принятого решения о взыскании суммы и до фактического исполнения обязательств. Пример: сумма компенсации – 100 тысяч, выплата просрочена на 30 дней. Штраф – тысяча рублей за сутки (1% от 100 тысяч) * 30 дней. Выходит 30 тысяч рублей неустойки + установленная сумма возмещения.

Как подать исковое заявление

Подготовка начинается с составления иска. В документе следует детально обозначить, какие пункты были нарушены страховщиком. Желательно указать ссылки на определенные законодательные акты. Собранные материалы копируются и прикладываются к заявлению. На само заседание истец приносит оригиналы.

На суде заявитель может аргументировать свои претензии всеми допустимыми способами: предъявлять видео доказательства, фото и документацию. Принятое решение могут обжаловать обе стороны, но в большинстве случаев, СК не отказывается исполнять судебный приговор.

Составление иска

Можно скачать здесь образец искового заявления, но в целом, документ составляется в произвольной форме. При этом содержание при подаче иска регулируется ГПК РФ ст. 131.

По закону, в документе должны содержаться:

  • название организации, в которую направляется иск;
  • личная информация об ответчике;
  • суть претензии о взыскании суммы;
  • основание для оспаривания, аргументированное нормативными актами, пунктами страхового договора;
  • предъявляемые требования в виде рассчитанной суммы возмещения.

Документ составляет и подписывает страхователь, или представляющее его уполномоченное лицо.

Прилагаемые документы

Вместе с иском предъявляются:

  • доказательство попытки досудебного решения спора (претензия к ответчику);
  • если по обращению был получен отказ страховщика, то его нужно также приложить;
  • договор с СК;
  • ОСАГО;
  • экспертное заключение по ДТП.

Пакет можно дополнять всеми бумаги, имеющими отношение к делу. Обязательно при подаче иска нужно составить опись всех документов.

Госпошлина

Также надо приложить:

  • оригиналы квитанций по оплате взносов по страховке;
  • заключение работника ГИБДД с места аварии;
  • подтверждение оплаты госпошлины.

Главным доказательством законности претензий к страховщику становится заключение незаинтересованного эксперта. Этот документ подтверждает обоснованность требования о взыскании денежных средств.

Важно понимать, что затягивание процесса не выгодно для страхователя, так как каждый просроченный день повышает размер компенсации.

В какой срок будет принято решение

Заявление рассматривается по общим правилам, то есть, решение суд должен вынести в течение двух месяцев со дня подачи иска. Мировой суд назначает первое заседание до конца месяца с момента принятия заявления к производству.

Как оспорить судебное решение

Законодательство РФ позволяет подать апелляционные жалобы в суд следующей организации. Возражение составляется в письменном виде и обязательно должно включать данные о сути спора. На стадии обжалования дело снова изучается и все аргументы и доказательства тщательно проверяются. Орган, в который подается апелляция, оценивает степень законности вынесенного решения.

Стоит отметить, что новые данные по делу, которые ранее не были представлены, на этапе обжалования не принимаются и не учитываются. Дополнительно проверяется только та информация, на основании которой было сделано предыдущее заключение.

Рекомендации по взысканию

По закону автогражданки, страховая компания имеет право отказать клиенту в выплате возмещения в ряде случаев:

  • Если у СК нет оснований для перечисления финансов по причине отсутствия доказательств, что имел место факт ДТП или сведений относительно повреждений ТС. Такое случается, если водитель избавился от автомобиля или быстро восстановил его после аварии.
  • Если полис на момент ДТП был недействительным, то компенсация также будет невыплаченной.
  • Если владелец ТС не уведомил компанию о случившейся аварии, то невыплата также будет обоснованной.
  • Правомерным будет отказ при попытках получить моральный ущерб или упущенную выгоду.

Когда водитель застрахованного авто стал инициатором нанесенного ущерба или является виновником произошедшей ситуации, отказ по претензии будет окончательным и оспариванию в суде не подлежит.

Средства не будут выплачены, если вред причинённый имуществу или здоровью пешеходов или пассажиров попадает под другой вид страхования.

Во всех прочих случаях, страховое возмещение должно быть выплачено потерпевшей стороне.

Достаточно частым случаем становится затягивание сроков страховой выплаты.

По закону, решение по заявлению страхователя СК должна принять в течение двадцати дней (если случай стандартный) и 30 дней – если автомобиль ремонтируется с согласия страховой у определенного мастера.

При определении срока не берутся в расчет праздники и выходные дни. В среднем, средства должны поступить на счет заявителя через месяц. Или в этот срок он должен получить письменный отказ в выплате с обоснованием и аргументами.

Источник: https://gidpostrahoe.ru/avto/voprosy-po-strahovaniyu-avto/isk-na-strakhovuyu-kompaniyu.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/gidpostrahovke/isk-na-strahovuiu-kompaniiu-o-vzyskanii-vozmesceniia-po-osago-kak-podat-iskovoe-zaiavlenie-posle-pretenzii-obrazec-5de675b6a06eaf00af4e641a

Смотрите, какая тема — Износ с виновника ДТП по ОСАГО – как взыскать, насколько законно и как избежать?

Взыскание Страхового Возмещения

Показать содержание

  1. Разницу между расчётом без износа и с таковым по ОСАГО можно возместить напрямую с виновника ДТП – это законно и вполне реально.
  2. Но для этого обязательно нужно иметь доказательства фактически затраченных денег на ремонт для восстановления авто.
  3. Исключение также составляет европротокол – в этом случае получить ничего не получится ни с виновника, ни со страховой компании.
  4. Избежать выплату виновнику довольно сложно, но можно уменьшить сумму.

ОСАГО работает не в полной мере по части покрытия полного ущерба потерпевшему в ДТП. Это известно с самого основания этого вида страхования.

Вот только новая возможность даёт право взыскать разницу с учётом износа и без такового напрямую с виновника аварии.

 Насколько это законно, какова правильная процедура взыскания и можно ли получить выплату полной суммы покрытия на ремонт, как правильно написать претензию виновнику и другие тонкости нашего вопроса мы и рассмотрим в статье.

Как работает ОСАГО по вопросу износа?

В первую очередь, нам нужно понимать, что ОСАГО призвано страховать ответственность водителя при наступлении страхового случая. Проще говоря, если вы оказались в результате ДТП должны кому-то денег за причинённый ущерб, то ОСАГО платит за вас… Но не всё (и не сразу, к сожалению)!

Речь идёт об износе. Существует Единая методика расчёта РСА возмещения по автогражданке. И эта методика предусматривает, что:

  • выплата или ремонт осуществляются с учётом износа запчастей и деталей кузова,
  • износ не учитывается на работы и услуги автосервиса.

Что же получается, мы платим за страховку, порой немалую сумму, которая растёт с каждым годом, но ещё и сами должны доплачивать за восстановление авто после аварии? Именно так и работало ОСАГО почти 20 лет. Пока не пришёл Конституционный суд и не стукнул молотком, вынеся соответствующее постановление.

Что произошло?

Всё очень просто. У любого человека есть право на свою собственность, которую он купил за свои деньги – это конституционное право.

Исходя из простого наличия такого права, логично заключить, что и вред, причинённый такой собственности, подлежит возмещению в гражданском порядке.

У вас есть автомобиль, если его кто-то ударил, то по закону обязан возместить вред в той степени, чтобы привести машину в изначальное состояние.

Но что такое изначальное состояние? Это определённо б/у автомобиль – значит, и обязанность у виновника есть заплатить за б/у запчасти. Логично? Да.

Вот только купить такие запчасти и детали с пробегом в строгом соответствии с изношенностью вашего авто вы вряд ли сможете.

Поэтому правильнее было бы возмещать виновнику вред с учётом износа, но по фактическим затратам владельца машины на такое восстановление.

Именно этого же мнения и придержался Конституционный суд.

Что же произошло? А вот что! До марта 2017 года нормальной была практика, когда страховая считала причинённый ущерб с учётом износа, выплачивала потерпевшему по ОСАГО, и на этом всё – все расходились, а собственник в итоге доплачивал свои деньги за ремонт.

Изредка вспыхивали судебные дела по вопросу нехватки выплаченных денег на ремонт, но судебная практика сложилась такая, что все попытки владельца машины отстоять своё конституционное право на собственность разбивались о законодательство – автомобиль, попавший в аварию, не новый, поэтому Единая методика рассчитана на учёт износа деталей, а то, что б/у детали нигде не купить, в законе не прописано, и точка.

10 марта 2017 года Конституционный суд вынес постановление, согласно которому было утверждено, что всё верно – Единая методика считает возмещение с учётом износа, однако, если потерпевшему не хватает этих денег, то он может уверенно взыскать износ с виновника ДТП.

В таком решении КС сослался на статью 1072 Гражданского кодекса, в которой прямо говорится о том, что, если денег по страховому возмещению на восстановление не хватает, то выгодоприобретатель (владелец повреждённого авто) вправе взыскать эти деньги напрямую с виновника ДТП.

Таким образом, основные выводы из Постановления такие:

  1. расчёт страхового возмещения с учётом износа, согласно Единой методики, правилен по закону,
  2. но если этого возмещения потерпевшему не хватает для покрытия ремонта, то тот вправе взыскать сумму (разницу между расчётом без износа и с таковым) напрямую с виновника ДТП.

Но только, если речь не о европротоколе!

А вот в случае с европротоколом, подписываясь в качестве потерпевшего, вы даёте согласие на выплату вам суммы от страховой без каких-либо прав после этого.

Объясним, в чём здесь дело. Казалось, какая разница в контексте взыскания износа с виновника, по европротоколу оформлена авария или же с сотрудниками ГИБДД?! Возмещение и в том, и в этом случае производится по одной методике, а никаких разногласий с Конституцией и ГК здесь нет.

Но в дело вмешивается другой нормативно-правовой акт. Речь идёт о ППВС №2 от 25.01.2015. В пункте 39 этого постановления констатируется ряд важных фактов:

  • оформление европротокола – это упрощённая форма получения возмещения по ОСАГО,
  • как следствие, сам факт упрощённости означает прекращение любых прав требования как к страховой компании, так и к виновнику по вопросу износа, после произведения выплаты потерпевшему.

При этом, идёт ссылка на статью 408 ГК, что по сути приравнивает европротокол к своего рода расписке, которую виновник выдаёт потерпевшему, а потерпевший на её основе получает выплату, и после того, как будет произведено возмещение, исполнение признаётся надлежащим и завершённым.

Поэтому, если ДТП было оформлено с помощью европротокола, а страховая выплатила с учётом износа недостаточно, то взыскать разницу без учёта износа ни с виновника аварии, ни со страховой в 2020 году уже нельзя.

Как взыскать износ с виновника?

Если вы оказались потерпевшей стороной в ДТП, то инструкция по взысканию по ОСАГО износа достаточно проста.

Ситуация с получением возмещения от страховой стандартна:

  1. на основании документов и вместе с ними вы подаёте заявление о получении возмещения по ОСАГО в страховую компанию,
  2. в течение 20 дней после подачи всех документов страховая обязана произвести выплату или дать направление на ремонт (на своё усмотрение),
  3. по итогам выплаты вы понимаете, что суммы недостаточно, либо направление на ремонт сопровождается требованием доплатить автосервису, так как работники последнего не соглашаются ремонтировать авто за те деньги, что перечислила им страховая.

И теперь для вас возможны 2 варианта взыскания денег.

Первый способ

  1. вы не рассчитываете отдельно сумму, подлежащую возмещению, а вместо этого получаете в страховой акт расчёта – там всегда будут указаны 2 суммы: с износом и без; у нас есть специальная статья о том, как получить акт калькуляции страховой,
  2. далее вам нужно в первую очередь предложить виновнику в добровольном порядке предложить возместить разницу с учётом износа,
  3. в случае отказа необходим написать досудебную претензию виновнику, где привести расчёт, приложить копию акта расчёта страховой и преложить возместить указанную сумму в разумный срок (указывается обычно от 10 до 20 дней),
  4. в случае неудовлетворения «досудебки» вам следует подавать иск в суд на виновника, иск подаётся в мировой суд, если стоимость спора по износу не превышает 50 тысяч рублей, или в районный, если превышает; иск подаётся по месту нахождения ответчика – то есть по адресу регистрации виновника.

Второй способ

Второй вариант аналогичен первому, с теми лишь различиями, что:

  • вместо получения акта расчёта страховой вы заказываете независимую экспертизу, по результату которой получаете новую оценку ущерба, которая, как правило, выше расчёта страховой, но экспертиза тоже стоит отдельных денег (которые в случае выигрыша суда также возмещаются виновником),
  • подаёте досудебную претензию уже по двум адресатам:
    • в страховую – разницу между выплаченной суммой с учётом износа и рассчитанной независимым экспертом также с учётом,
    • виновнику – разницу между оценкой суммы без учёта износа независимым экспертом и оценкой с учётом износа по расчёту также независимой экспертизы,
  • в случае отказа в удовлетворении досудебки вы также подаёте в суд на этих ответчиков; при этом, иск подаётся один, но указываются оба ответчика с просьбой установить надлежащего ответчика и соответчика.

На этапе подачи иска в суд крайне рекомендуем обратиться к экспертному юристу, так как само написание искового заявления – процедура непростая, а в суде есть ещё ряд тонкостей, которые нужно знать. Так, вам необходимо будет по запросу судьи подтвердить реальные расходы на восстановление автомобиля.

Образец претензии виновнику

Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.

В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.

Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп).

В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

Что говорит о взыскании износа по ОСАГО судебная практика 2020 года?

Чаще всего при подаче иска в суд таковой подлежит удовлетворению. Но есть и обратные решения в судебной практике. Здесь следует уточнить несколько тонкостей:

  • довольно часто судья может потребовать от истца, помимо представленного акта расчёта или независимой оценки, доказательства фактически понесённых расходов на восстановление авто – чеки, акты выполненных работ, заказ-наряды из автосервиса о том, что вы, действительно, потратили запрашиваемые с виновника в виде износа деньги; но если автомобиль вы продали, то судья поймёт, что объективно подтвердить затраты вы не сможете,
  • нередко ответчик может ходатайствовать (просить) суд о проведении судебной экспертизы, которая может насчитать совсем иную сумму ущерба, поэтому, если вдруг эксперт оказался вашим знакомым, который специально насчитал очень много, то в итоге вы получите денег столько, сколько начитает судебный эксперт, плюс понесёте расходы на оплату судебной экспертизы, которая может стоить очень дорого (в среднем от 20 до 40 тысяч рублей),
  • в суде вы не можете требовать с виновника то, что могли бы требовать от страховой – штраф за неудовлетворение досудебной претензии и неустойку за просрочку выплаты,
  • если вы наймёте юриста для представления ваших интересов в суде, то они также возмещаются вам проигравшей стороной.

Решения судов о взыскании с виновника ущерба без учёта износа

  • Оренбургский суд частично удовлетворил иск автолюбителя к страховой и напрямую к виновнику ДТП по ОСАГО, взыскав с виновника разницу суммы без учёта износа, а со страховой уменьшив неустойку.
  • Суд в Саратове же постановил отказать в возмещении потерпевшему в аварии на основании того, что тот не предоставил доказательств фактически понесённых расходов на ремонт, а Постановление Конституционного суда не предполагает безусловного взыскания изнашивания авто с виновника без доказательств фактически понесённых затрат на оплату услуг автосервиса и покупки деталей.
  • Ещё один отклонённый иск к виновнику о взыскании без учёта износа при полученной компенсации со страховой с учётом такового. В удовлетворении иска отказано, так как истец не предоставил доказательств фактически понесённых расходов.

Как избежать взыскания износа самому виновнику?

Теперь поговорим о ситуации избегания такого требования по ОСАГО, заняв другую сторону – виновника ДТП.

Как видно из судебной практики 2020 года выше, отказу в таком взыскании чаще всего подлежат иски, где истец не смог подтвердить реально понесённые расходы на ремонт транспортного средства. При этом, чаще всего экспертная оценка бывает значительно выше, чем можно фактически отремонтировать автомобиль по сумме.

Но плохие новости заключаются в том, что, к сожалению, если потерпевший всё может представить в суде доказательства фактически понесённых расходов, и они будут выше выплаченных ему денег страховой компанией по ОСАГО, то судья с большой долей вероятности удовлетворит иск, а вместе с ним и услуги представителя истца, расходы на экспертизу и моральный вред.

Таким образом, вам придётся выбрать из двух зол:

  • выплатить указанную разницу по износу в досудебной претензии потерпевшего, где сумма по экспертной оценке, скорее всего, будет завышена,
  • ожидать суда, где истец может и не подтвердить реально затраченные деньги расходы на ремонт, и судья откажет в иске, либо сможет, но тогда сумма, скорее всего, окажется меньше той, что указана в «досудебке», но вам также придётся выплатить услуги представителя, а также небольшой моральный вред.

Источник: https://TonkostiOSAGO.ru/obrashchenie-za-vozmeshcheniem/iznos-s-vinovnika-dtp-po-osago-kak-vzyskat-naskolko-zakonno-i-kak

Взыскание страхового возмещения по ОСАГО

Взыскание Страхового Возмещения

Российский Закон об ОСАГО, вступивший в действие в 2005 году и существенно доработанный в 2014 году, обязывает всех автомобилистов оформлять полис обязательного автострахования. Он защищает имущественные интересы собственников ТС и увеличивает шансы потерпевших лиц на возмещение финансового ущерба и полученного вреда.

При наступлении страхового случая, в соответствии с обновленными правилами, необходимо начать процедуру взыскания средств с досудебного урегулирования.

Водитель обязан связаться со страховщиком в установленный срок, направить ему жалобы, документы, ждать пять дней, пока его обращение рассмотрят.

Страховые компании (СК) не удовлетворяют требования, если случай подпадает под пункты 8 и 9 Правил ОСАГО. Так, выплаты не производятся, если:

  • использован транспорт, отличный от указанного в страховом полисе;
  • ущерб был получен при соревнованиях, испытаниях, во время учебной езды на специальных площадках;
  • был обнаружен явный умысел потерпевшего в наступлении случая;
  • вред был нанесен при обстоятельствах непреодолимой силы — из-за природной или техногенной катастрофы, пожара, забастовок и так далее.

В случаях, которые не входят в перечень нестраховых, владельцу полиса положена компенсация. Право на нее не гарантирует удовлетворения всех требований: страховые компании, как коммерческие организации, заинтересованы в экономии своих средств. Для автомобилиста, попавшего в ДТП, это означает необходимость проводить независимую автоэкспертизу и обращаться в суд с исковым заявлением.

С чего начать?

Первое действие при ДТП — вызов сотрудника компетентных органов. Страховые компании рассматривают случаи, только если их зафиксировало ГИБДД, а не прочие подразделения полиции. Сотрудник на месте обязан составить чертеж и протокол происшествия, оформить справку об участии в ДТП, постановление об административном правонарушении или отказе в его возбуждении (при необходимости).

Если все участники происшествия пришли к добровольному соглашению о вине и ущербе, можно не вызывать сотрудников властных органов, ограничившись общим извещением. В этом случае сумма страховых выплат ограничена 25 тысячами рублей.

На месте ДТП необходимо собрать данные об автомобилях, участвовавших в нем, полученных повреждениях, сделать фотографии с привязкой к месту, чтобы точнее составить схему и доказать свою позицию.

После того, как работа на месте закончена (свидетели опрошены, документы оформлены, сотрудники страховой компании выполнили свои обязанности), потерпевшему необходимо в пятнадцатидневный срок предъявить претензии на взыскание убытков. Уведомление желательно отправить ценным письмом, с описью и уведомлением о вручении.

Порядок возмещения потерь определяется Законом №40-ФЗ и правительственным Постановлением №265 от 7.05.03 о правилах ОСАГО.

В соответствии с ними лицо, намеревающееся предъявить право на выплаты, обязано при первой же возможности сообщить о наступлении страхового случая в СК, обслуживающую виновника аварии. Участники происшествия должны сообщить друг другу все необходимые данные.

СК самостоятельно решает, направить ли своих представителей на место.
Закон обязывает потерпевшего сообщать о ДТП в компанию, с которой у него заключен страховой договор. После внесения поправок в нормативные акты стало возможно прямое взыскание убытков.

Потерпевший обращается в свою СК напрямую, если в ДТП был нанесен вред только автомобилю, а не жизни и здоровью участников, у обоих водителей есть обязательный полис, а сумма ущерба не превышает 50 тысяч рублей.

Порядок действий для получения выплаты по возмещению ущерба по ОСАГО

При рассмотрении претензий в стандартном порядке в страховую компанию виновника ДТП направляется заявление о взыскании убытков, к которому приложены:

  • копия подтверждения личности (паспорт), водительское удостоверение и ИНН человека, требующего возмещения;
  • копия подтверждения прав собственности на ТС;
  • полис ОСАГО;
  • извещение о ДТП, справка ГИБДД, копия протокола или постановление об административном нарушении (при наличии);
  • информация о банковских реквизитах заявителя;
  • дополнительные документы — свидетельство о смерти, захоронении и так далее.

К заявлению на возмещение также прикладываются документы, обосновывающие размер ущерба, полученного при ДТП.

Он определяется на основании экспертизы и оценки суммы убытков, которую страховщик обязан провести не позднее, чем в течение 30 суток с момента получения заявления.

Решение о размере выплат СК должна принять до истечения пятнадцатидневного срока со дня согласования с потерпевшим размера суммы.

Как рассчитывается ущерб

Лицензированная страховая компания обязана определить размер понесенных потерпевшим потерь и компенсировать их в сумме, предел которой установлен в законе №40-ФЗ.

Чтобы аварийный комиссар мог осмотреть поврежденный транспорт и вынести объективное решение, автомобиль нужно сохранять в виде, в котором он находился сразу после ДТП.

Собственник ТС вправе самостоятельно выбрать лицо, которое будет осматривать машину для определения ущерба. Это может быть аварийный комиссар или сторонний эксперт.

Пределы возмещения установлены по двум категориям. При повреждении имущества одного человека он составляет 120 тысяч рублей, при нанесении вреда людям или нескольким ТС — 160 тысяч.

Если урон нанесен здоровью, возмещается заработок на день аварии, расходы на медицинскую помощь, лечение, лекарства, уход и прочие связанные с ситуацией затраты.

Потерпевший обязан доказать, что нуждается в помощи, средства по которой возмещаются, и он не мог получить ее бесплатно.

Выплаты за поврежденное имущество производятся по действительной стоимости ТС, если оно полностью погибло. В иных случаях компенсируют сумму, необходимую для приведения автомобиля в состояние, в котором он находился на момент ДТП. Также в возмещение включаются затраты, связанные с ДТП — эвакуация и хранение машины, доставка пострадавших в больницу и так далее.

Что лучше — денежная или натуральная компенсация (ремонт)?

После поправок к Закону об ОСАГО от 2014 года страховые компании получили право выбирать, в каком виде выплачивать компенсацию — деньгами или путем ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля за свой счет.

В калькуляции, которую проводят при оценке ТС, указываются необходимые для его восстановления детали, учитывается износ.

Поэтому в ряде случаев выплачиваемых СК средств недостаточно для покрытия расходов на ремонт, и натуральная компенсация предпочтительнее.

С другой стороны, СТО выбирает страховая компания. Она берет на себя хлопоты по поиску сервисов, заключению с ним договора, но ограничивает участие владельца в ремонте. При денежной компенсации собственник может самостоятельно подобрать СТО и проследить за ходом работы. Поэтому специалисты и автолюбители делают вывод:

  • ремонт удобнее, если повреждения незначительны или владелец автомобиля не имеет опыта «общения» с автомеханиками, не может или не хочет тратить время на него;
  • денежную компенсацию стоит выбрать, если владелец опытный, пользуется услугами проверенных СТО, но нужно помнить — ее размер зачастую оказывается ниже, чем ожидалось.

Если владельца не устраивают результаты оценки, ремонта ТС, размер возмещения, он вправе провести за свой счет независимую автоэкспертизу и, если она не будут учтена страховой компанией, обратиться с иском в суд.

Подготовка обращения в суд и судебное разбирательство

Страховые компании нередко занижают размер убытков при оценке повреждений автомобиля, манипулируя методиками расчета и пользуясь тем, что потерпевший не осведомлен в законодательстве. Поэтому профессиональная поддержка юристов и независимая автоэкспертиза крайне желательны. С их помощью потерпевший получит справедливую выплату с учетом всех расходов.

Независимая экспертиза

Независимая техэкспертиза проводится в соответствии с Законом об ОСАГО и по правилам, которые установил Банк России.

С ее помощью заказчик может узнать, сколько реально стоит автомобиль, какой вред ему причинен, взыскать утрату товарной стоимости транспорта.

Сотрудники экспертной организации проверяют данные, указанные в справке ГИБДД, помогают привести ее в корректный вид, объективно рассчитывают все суммы.

По результатам экспертиз составляется заключение, в котором описывается проведенное исследование, приводится таблица со всеми повреждениями и калькуляция стоимости ремонта, указывается методика расчета.

Это юридически значимый документ, который может служить основанием для получения выплат с СК (если она платит намного меньше, чем реально требуется) или подачи иска на виновника ДТП для возмещения потерь.

Подача иска

Исковое заявление о возмещении убытков подается в районный гражданский суд по месту нахождения истца, ответчика или осуществления выплаты. Если в ДТП участвовал ИП, иск рассматривает арбитраж.

Заявление при спорах со страховой компанией подается по месту нахождения ее офиса/филиала. Дела по ОСАГО до 50 тысяч рублей рассматривает мировой судья.

Срок исковой давности по всем таким спорам — 2 года с момента истечения срока перечисления компенсации.

К исковому заявлению в двух экземплярах нужно приложить договор страхования, письменные доказательства по ДТП, документы, направленные страховой компании, ее письменный ответ, акт осмотра и отчет об оценке ТС.

Сумма требований по иску рассчитывается с учетом неустойки за нарушение сроков расчета. После подачи заявления в суде рассматривается спор — общий срок рассмотрения составляет 2 месяца.

Если требования истца удовлетворены, выносится постановление, по которому в его пользу взыскивается:

  • полная стоимость урона, в том числе УТС;
  • неустойка;
  • расходы на уплату госпошлины, поддержку юристов, судебные издержки.

Взыскание страхового возмещения по исполнительному листу

Страховые компании зачастую отказываются исполнять судебное решение, вступившее в силу.

Тогда необходимо получать исполнительный лист, направлять его к судебным приставам и разворачивать процедуру принудительного взыскания.

Служба обязана самостоятельно заниматься ею, следить, чтобы банк страховщика выполнил требования в положенный трехдневный срок, но на практике, для достижения результата приходится прибегать к профессиональной поддержке.

«Центр эффективного взыскания» окажет юридическую поддержку в судебных заседаниях по спорам со страховой компанией, поможет получить справедливую выплату и защитит интересы заказчика на всех этапах рассмотрения дела.

17.05.18

Источник: https://dolgnett.ru/stati/4503-vziskanie-strahovogo-vozmescheniya-po-osago/

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Взыскание Страхового Возмещения

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

В законе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: